Мы привели отрывок из стенограммы выступления Маяковского на заседании Коллегии ИЗО Наркомпроса (в Петрограде). Стенограмма, очень неточно и несовер
шенно воспроизводящая речи ораторов, была частично опубликована В. Катаняном в журнале «30 дней» в 1936 году. Кстати сказать, только что процитированный отрывок В. Катанян относит не к работе в «Нептуне», а к работе в Кино-комитете. По его мнению, а также по мне
нию О. М. Брика, речь идет о других постановках, так как Маяковский говорит, что в одном из сценариев «бла
годаря исключительным обстоятельствам пришлось играть и мне» (известно, что Маяковский в «Нептуне» снимался в трех картинах). Мы все же склонны считать, что в стенограмме была допущена ошибка.
Остановимся на совершенно неизвестной странице кинобиографии Маяковского - его участии в строительстве советской кинематографии, участии в работе толь
ко что организованного в то время Кинокомитета Наркомпроса РСФСР.
Об этой работе очень глухо было известно и раньше. Еще в 1934 году В. Гардин в статье «Первые годы советского кино», написанной к 16-летию советского ки
но (журнал «Советское кино»), вспоминая о приезде в Кинокомитет А. В. Луначарского, упомянул и о Маяковском: «Наконец приехал Анатолий Васильевич с пла
менным Вл. Маяковским. Тогда они дружили». Описав далее иронически выступление Луначарского, нарисовавшего фантастическую картину будущего советской ки
нематографии, Гардин заканчивает: «А. В. сняли у входа и выхода из Кинокомитета... Рявкнул на прощание Маяковский». Но какое близкое участие в работе Кинокомитета принимал Маяковский удалось установить только недавно.
Автор этих строк опросил большое количество работников первого состава Кинокомитета, в первую оче
редь бывшего преседателя Кинокомитета Н. Ф. Преображенского. Результаты этих опросов превзошли все ожидания. Оказалось, что теперь можно восстановить весьма значительный период в кинобиографии Маяковского.
Маяковский не только принимал участие в работах первого советского киноруководящего органа - Московского кинокомитета. Маяковский первым из писателей пришел в советскую кинематографию создавать ее, взял
ся за черную повседневную организационную работу. Вслед за ним пришли А. Н. Толстой, вскоре принявший заведывание литературным отделом Кинокомитета и на
писавший ряд киносценариев для детских кинокартин (за 20 лет до Золотого ключика), А. С. Серафимович, В. Я. Брюсов и другие.
В связи с своим переездом в Ленинград (тогда еще Петроград) Маяковский не имел больше возможности принимать непосредственное участие в работах Комите
та. Не исключено также, что его не удовлетворила практика этой работы.
В своем выступлении на коллегии ИЗО Маяковский отозвался о работе Комитета довольно резко: «При ра
боте в кинематографическом отделе, в частности, когда я был в Москве, всегда натыкаешься на эксплоатацион
ную сторону. Никаких других целей кроме технической передачи движения фигур современная кинематография не преследует и ничем не интересуется...» И затем: «Нужно только посмотреть на эту махину в несколько эта
жей, где на машинах работают сотни людей, чтобы понять, какой это аппарат. Конечно, можно было бы его несколько расчистить, уменьшить количество служащих,
ко во всяком случае, это колоссальный аппарат, регулирующий всевозможные технические вопросы».
Переехав летом 1918 года в Петроград, Маяковский и здесь мечтает о киноработе. Он активно работает в от
деле изобразительных искусств Наркомпроса, в газете «Искусство коммуны», органе Изоотдела. Повидимому по
его инициативе на заседании коллегии ставится доклад члена коллегии Г. С. Ятманова, тогда заместителя председателя Петроградского кинокомитета
5 декабря 1918 года коллегия заслушала доклад Ятманова: «Указав на ряд дефектов в кинематографическом
деле, докладчик отметил, что необходимо принять меры, чтобы кинематограф сделался полезным орудием для про
паганды художественных достижений искусства. Коллегия решила предложить тов. Ятманову образовать при отделе изобразительных искусств кинематографическую секцию и пригласить в ее состав членов коллегии Щуко и Школьника, тов. Маяковского» (газета «Искусство коммуны» № 2 от 15 декабря 1918 г.).
Маяковский являлся самым активным работником киносекции. На заседании 5 декабря 1918 года он высту
пил с большой речью, в которой показал большой опыт организатора: «Я вполне присоединяюсь к тов. Ятманову, что в области кинематографии царит полная неурядица. Во каким образом отдел изобразительных искусств мог бы вмешаться и взять это дело в свои руки... Мне кажется, что задача была бы ему не по силам...»
Интересно отметить, что Маяковский не только прекрасно разбирался в вопросах тогдашней кинокритики, но он правильно смотрел на вопрос о национализации кинематографии. Тогда он был против национализации кино, так как считал ее вместе с А. Луначарским, имевшим на этот счет точные (указания В. И. Ленина, преждевременной.
«...Следует ли национализировать кинематографию или нет?» - задает вопрос Маяковский. Далее следует перерыв в стенограмме, затем Маяковский продолжает. «Во всяком случае ясно, что вести войну в таком мас
штабе против ужасающей пошлости кинематографа отдел не может. И все же отдел должен вмешаться в ра
боту кинематографа. В Москве это было регулировано таким образом, что отдел изобразительных искусств получил у Кинокомитета несколько постановок. Было санкционировано право отдела пользоваться для своих по
становок кинематографическим аппаратом Кинокомитета и делать постановки сообразно с теми взглядами, которые отдел считает нужным провести».
Маяковский внес ряд конкретных предложений: «Затем может быть другая программа: образование при отделе изобразительных искусств кинематографической секции как постоянно функционирующего учреждения с
собственными декораторами, плакатами, постановками. Может быть еще третье решение: передача всего дела в руки художников. Но об этом говорить не приходится, потому что перед кинематограф-ом, кроме художествен
ных, стоят колоссальные просветительные задачи, в которые нам пугаться нельзя. Мое конкретное предложе
ние: потребовать от киноотдела (Москва) предоставить отделу изобразительных искусств известное количество постановок в год, участие представителей отдела в обязательном просмотре, рецензировании этих лент со стороны художественной .
В заключение Маяковский еще раз сформулировал задачи кинематографической секции: «Итак, необходимо увеличить представительство в Кинокомитете на первых шагах. Дать от правительства директивы в смысле предоставления отделу изобразительных искусств опре