Таким образом, сборник создавался уже в самой картотеке, но работа над ней, к сожалению, не была завершена.
В работе над картотекой В. П. Зиновьеву помогали его ученики- Г. Н. Зиновьева, Н. Л. Новикова, М. Р. Соловьева, с ними он делился своими планами, обсуждал будущий сборник. В круг проблем, связанных с подготовкой материала к публикации, В. П. Зиновьев вводил и автора этих строк и в 1976 г. прислал проспект книги. Поэтому публикаторы и редактор, приступая к работе над сборником, отчетливо представляли себе замысел автора. Кроме упомянутой картотеки, в нашем распоряжении были кандидатская диссертация В. П. Зиновьева, его опубликованные и неопубликованные статьи, наброски, черновики все это мы учли при подготовке рукописи к публикации.
Н. Л. Новикова и Г. Н. Зиновьева расшифровали необработанные магнитные ленты, пополнив картотеку текстами, в связи с чем выделились новые сюжеты (например, AI 40, AI 41)3. В соответствии с пометами В. П. Зиновьева появились разделы «Д», «Е», «Ж». Материал, отнесенный теперь к разделу «Д. Былички и бывальщины о кладах», в диссертации В. П. Зиновьев относил к разделу «В. Черти охраняют клады». Позднее тексты с пометой «Клад» он выложил отдельно. Было решено объединить эти тексты в самостоятельный раздел, как в упомянутом Э. В. Померанцевой Указателе Симонсуури 4. Материал подсказал и необходимость обособления типа «Е. Былички и бывальщины о предсказании судьбы». Тексты, близкие к религиозным легендам, но по жанровым признакам относящиеся к бывальщинам (реже к быличкам), объединены рубрикой «Ж. Небесные силы». Этот раздел в указателе обозначен условно для удобства пользования материалом, но в сборнике тексты, относящиеся к нему, присоединены к тематической группе «Е. Былички и бывальщины о предсказании судьбы».
Особо следует остановиться на сюжетно-тематической группе «Кикимора». В Указателе В. П. Зиновьева тексты этой группы в разделе «Б. Былички и бывальщины о домашних духах» образуют подраздел IV. В Указателе Померанцевой Айвазян он отсутствует. Ссылаясь на «Очерки русской мифологии» Д. К. Зеленина, В. П. Зиновьев так определяет персонаж: «Кикимора антипод домового в жилище. Она зазывается в дом по злобе , обитает за печкой; сидя там, она свистит, стучит, иногда, как чудится несчастным жильцам, переворачивает мебель, разворачивает полы, печь, кидает по квартире кирпичи, т. е. делает все, чтобы выжить жильцов из дома. К утру же все оказывается в полном порядке. Согласно древним верованиям, кикиморы вырастают из потерчат детей, проклятых в утробе или родившихся
3 См. указатель в Приложении.
См.: Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре.- М., 1975, с. 163.
5 В соответствии с систематизацией материала в картотеке и на основании Указателя Померанцевой Айвазян составлен «Указатель сюжетов сибирских быличек и бывальщин». См.: Локальные особенности русского фольклора Сибири. Исследования и публикации.- Новосибирск, 1985.