ФОЛЬКЛОР СТАРОГО ПРИБАЙКАЛЬЯ
Государственный институт языка, литературы и истории (ГИЯЛИ) БМАССР включил в план своей научно-исследователь
ской работы по фольклору опубликование собранных материалов по русскому фольклору. Институт поставил перед со
бой задачу обобщить в специальных томах записи по всем темам старого русского фольклора Прибайкалья и советского народного творчества русского населения Бурят-Монгольской республики и положить тем самым начало для дальнейшего планового систематического собирания и изучения русского фольклора наряду с фольклором бурятского и эвенкийского народов.
Собирание и изучение русского фольклора на территории Бурят-Монголии в течение нескольких лет проводилось этноло
гической секцией Вост.-Сиб. Отд. Русск. Геогр. Общества (ВСОРГО) - годы 1923-1930, затем фольклорной секцией Обще
ства изучения Восточной Сибири 1933-1937 гг. Одна экспедиция была совершена по изучению семейского фольклора по линии
фольклорной комиссии Академии Наук в 1934 г. и один выезд по поручению ГИЯЛИ в 1937 г.
Итоги изучений сообщались в кратких отчетах собирателей - в порядке информаций специалистов о собранных текстах в тех или других обследованных пунктах. Лишь очень немногое из собранного было опубликовано в специальных трудах по фольклору. Большая часть результатов проделанной полевой работы осталась в рукописях, оказалась неизвестной для нашей фольклористики и неиспользованной ею для разрешения целого ряда вопросов, связанных с изучением фольклора.
Разоблаченные враги народа буржуазные националисты, разваливавшие научно-исследовательскую работу в Бурят-Монголии параллельно с другими участками советской работы, сознательно исключали сбор фольклора трудящихся масс. В результате этого русское народное творчество оказалось изученным эпизодиче
ски, весьма незначительно (а там, где производилось частичное изучение, то оно шло по линии других научно-исследовательских организаций), затормозилось выявление и популяризация талант
ливых носителей фольклора - знатоков сказок, песен, частушек и других видов народного творчества.