Изданием тома «Фольклор старого Прибайкалья» институтом языка, литературы и истории БМАССР положено начало объединенной работы по фольклору трудящихся масс русского и бурятского населения.
Не останавливаясь подробно на историографии вопроса собирания и изучения русского фольклора Прибайкалья до Октябрьской революции, мы ограничимся в настоящей вступительной статье кратким обзором тех материалов, которые публикуются в данном томе.
Эпизодические записи фольклора, которые производились на протяжении нескольких десятилетий в пределах старого При
байкалья, падают, главным образом, на Баргузинский, Тункинский, Кабанский и Тарбагатайский районы.
Фольклорные тексты, публикуемые в данном томе, значительно дополняют фольклорные материалы, известные до сих пор по прошлым записям в пределах этих же четырех районов. На очереди стоит изучение русского фольклора во всех остальных районах современной Бурят-Монголии. Конечно, и в сравнительно изученных аймаках требуется еще большая работа собирателей.
В итоге повсеместного изучения народного творчества, сохранившегося в памяти русского населения Бурят-Монголии, на
ша фольклористика, несомненно, обогатится целым рядом новых вариантов различных жанров.
Известные публикации старого фольклора Прибайкалья до 1926 года почти не касались фольклора каторги и ссылки. Вся Сибирь была страною кандалов и изгнания. И в Прибайкалье пе
ребывало не одно поколение русских революционеров, которые оставили большой след в общем культурном развитии края, в росте и поднятии общественного самосознания трудящихся масс.
В памяти старожилого населения сохранились очень ярко образы политических ссыльных - «государственных преступни
ков». В этом томе мы публикуем записи устных сказов и легенд о декабристах, записанные нами от баргузинцев в 1926 году. Но этим, конечно, не исчерпывается весь цикл фольклора о декабри
стах ни в Баргузинском аймаке, ни тем более в пределах всей
территории Бурят-Монгольской республики. К сожалению, до сих пор не произведено ни одной записи о декабристе Шимкове, жившем в с. Батуринском (Итанца), об Оболенском, жившем там же. Нет подробных записей о декабристе Толстом, ученики ко
торого остались в Тунке. Нет новых записей о братьях Бестуже
вых, от которых в Селенгинске сохранилось немало памятников, где живо еще поколение людей, которое может рассказать нема
ло любопытного из жизни этих преданных друзей селенгинцев и всей соседящей округи. К этому нужно прибавить декабристов
Торсона и многих из тех, которые не раз бывали на горячих водах - на Туркинском минеральном курорте.