третий слой черной земли, состоящий из засыпки отбросов, строительного мусора и перегнившей земли. В некоторых частях, непосредственно за первым слоем, на глубине 2 м начинается слой интенсивно черного цвета, доходящего до 12 м глубины: В этом слое встречены вещи различного времени, позволяющие датировать засыпку.
К XVI—XVII в. относятся: железные топоры удлиненной формы о расширяющимся лезвием; то
поры с широким лезвием и выемкой снизу, а также обломки аптечной посуды, сосуды и отдельные че
ренки черной лощеной керамики, изразцы; к XVIII в. относятся: изразцы, обломки посуды, облом
ки глиняных подсвечников, глиняные и фаянсовые баночки, медный пестик, стеклянные флаконы. Интересны чугунные ядра 0,12 и диаметром. Из же
лезных вещей найдены предметы неопределенного времени: кошка для вытаскивания из колодца упавших ведер, предмет в виде нашильника, ковш красной меди, посеребренный, сильно деформирован
ный; из костяных вещей найдены лопатки животных, покрытые круглыми отверстиями (лопатки ис
пользованы в качестве материала для производства бус) и костяная трубка о изображением небольшого рисунка двух голубков под короной.
Из монет на данном участке найдены; одна ими. Елизаветы Петровны, медные монеты Екатерины II (главным образом 90-е гг. XVIII в.) и монеты Павла I (1800 г.).
Необходимо отметить, что закономерности в расположении! вещей установить не удалось. Нередко более древние вещи находятся выше, и, наоборот, поздние вещи встречаются в нижних слоях.
Такой порядок наслоения объясняется тем, что берег реки Неглинной являлся местом свалки нечистот, причем отбросы частично оставались на
верху, частично скатывались вниз, что и привело к смешению вещей разных эпох. Неглинной, как местом свалки, пользовались даже обитатели Крем
ля, откуда вели к реке сточные трубы. Сохранились документы последней четверти XVII в. о ремонте этих сооружений.
«[1682 г.] 190 год октября 25 по указу в. г. велено трубу, которая проведена с Сытного двора к Неглинке, обрушенные своды и засыпанную землю в длину на 4 саж., в вышину на 3 саж.. вычистить и грязь и воду из погребов вывесть тою ж трубою.
191 год апреля 20 в. государя указами проводную трубу, которая проведена с дворца через двор, что был боярина Ильи Даниловича Милослав
ского, на Неглинну, каменные своды сделать вновь, потому что та труба завалилась, а землю из той
трубы вычистить маия 25 по указу в. г. велено трубе, которая проведена с Сытного дворца через двор боярина Ильи Даниловича Милославского на Неглинну, вычистить, землю и сор, 15 саж. длинною до подошвы, против прежнего».
Работы метро дали возможность получить профиль реки Неглинной. Дно реки находилось на глубине 11 м ниже современной поверхности. На этой глубине проходил слой желтого песка, выше которого шел черный культурный слой.
Берега реки Неглинной были укреплены вертикальными сваями режами, которые открыты на глу
бине 1,5 м. и имели в длину 4—5 м при диаметре 0,20—0,25 м. Нижняя часть стесана на клин с тре
мя гранями. Сваи прослежены от середины манежа до Кутафьей башни, поставлены впритык одна к другой в несколько рядов. Эти несколько рядов явились, невидимому, результатом ремонта режей. Едва ли была необходимость укрепления берега не
сколькими рядами режей, вероятней — мы имеем здесь повторное приведение берега в порядок, так как в XVII в. эта речка, запруженная рядом плотин, была многоводной.
Около Кутафьи башни был обнаружен настил, сделанный из еловых бревен, в 5—6 м длины и 2 м ширины. Бревна были положены в девять слоев в продольном и поперечном направлениях с некото
рым наклоном в сторону реки. Часть их была в раз
резе круглая, часть расколотая пополам. Толщина бревен 6,25—0,30 м. Эта кладка укреплена на деревянных сваях, вбитых в землю. Там найдены: ло
шадиная подкова, деревянная втулка от колеса в череп лошади. Конструкция этого настила, укрепленного на сваях, свидетельствует, что берега Неглинки были болотисты. Можно полагать, что этот настил есть часть дороги, ведшей в Кремль (карта Сигизмунда 1010 г.).
В XVIII в. речка Неглинка имела большое хозяйственное значение. На ней был устроен ряд плотин, на которых были мельницы, принадлежав
шие государю и частным лицам, что, однако, не мешало использовать ее берета как место для свалки нечистот.
Благодаря такому положению берега Неглинки, повидимому, поддерживались в порядке, и несколько рядов режей и есть результат неоднократной починки крепления берега. Последний раз режи ре
монтировались в начале XIX в., когда эта часть реки была превращена в небольшой проточный бас
сейн, как об этом можно судить по находкам монет и вещей конца XVIII — начала XIX вв.

Металлические вещи, найденные на Метрострое

Б. А. РЫБАКОВ
Изучение древнерусского кузнечного дела может получить значительное развитие в связи с работами бригад историков и археологов на Метрострое.
Тщательное собирание и анализ продукции куз
ниц должен пополнить наш запас сведений об ассортименте металлических изделий в старой Москве;
работа над архивными материалами по кузнечным слободам должна дать много для уяснения социаль