этой посуды было налажено в Москве не позднее чем в первой половине XVIII столетия и держа
лось, каю кажется, до средины XIX в. Одна из таких мастерских была обнаружена при производстве зем
ляных работ во владении дома № 31 по Большой Серпуховской ул. в 1927 г. Здесь найдены «сотни,
Глиняная посуда Москвы XVI—А VIII вв. по материалам, собранным при работах Метростроя
М. В. ВОЕВОДСКИЙ
Материал, собранный бригадой археологов в течение 1933 г., не дает полного представления обо всем комплексе бытовавшей посуды, но все же представляет значительный интерес, так как до настоя
щего времени глиняная посуда русского феодального города не подвергалась систематическому изучению.
Воя коллекция состоит из 27 более или менее целых сосудов и нескольких сот обломков разной величины. Весь материал добыт в процессе проходки шахт и траншей Метростроя, и в силу специфично
сти этих работ по большей части не может быть точно датирован. Лишь в отдельных пунктах — ко
лодцах, засыпанных подземных крепостных сооружениях и некоторых участках, где четкая последо
вательность резко отграниченных слоев увязывалась с архивными и другими историческими данными, удалось получить четко датированные объекты, ино
гда с точностью до полустолетия. Но таких объектов очень немного. Поэтому нам приходится давать об
щую характеристику всего материала, относящегося к двум столетиям, и лишь в порядке предвари
тельной наметки попытаться очертить некоторые хронологически выделенные группы.
Небходимо отметить, что, несмотря на то, что описываемый материал охватывает период более двух столетий, он довольно однороден по целому ряду признаков.
По технике выделки вся исследованная нами керамика делится на два комплекса.
Большая ее часть выделана на ручном кругу, способом так наз. «налепа». Налеп, или ленточная спиральная техника, являлся единственным спо
собом лепки сосудов на территории центральных и северных областей европейской части СССР, на
чиная с момента появления глиняной посуды и вплоть до изобретения ножного гончарного круга, на котором сосуд вытягивается из одного куска глины. 1 Сосуды, вылепленные на ручном кругу, легко отли
чаются от вытянутых на ножном кругу. У первых
на дне всегда остаются остатки налипшего носка или золы, которыми посыпалась поверхность ручного круга, и, кроме того, они при разбивании ча
сто распадаются по спаю лент. У вторых на дне обычно имеются штрихи от срезки их ниткой с круга, так как. при формовке они крепко прилеп
ляются к последнему. Выделка сосудов на ручном и ножном кругу связана с разными этапами разви
тия гончарного производства, и различие этих опи
санных выше технических приемов является лишь одним из элементов этого развития.
Вели попытаться на основе имеющегося пока довольно скудного материала проследить историю развития керамического производства, то для цен
тральных и отчасти северо-западных областей можно было бы ее представить в следующем виде.
До X—XI в. нашей эры вся глиняная посуда выделывалась от руки, без гончарного круга. Обжиг сосудов производился, повидимому, напольным спо
собом, а не в печах или обжигательных горнах. Производство такого типа, характерное для позд
них этапов родового общества, сохраняется иногда в дальнейшем в виде пережитка. Посуда в это вре
мя выделывается женщинами для использования в пределах своего хозяйства и не распространяется за границы данного поселения. Керамика такого типа прослеживается хорошо на поселениях эпохи го
родищ «Дьякова типа» и наиболее ранних «славянских» поселениях и могильниках.
В живом виде эта стадия не сохранилась на нашей территории, и встретить ее можно лишь в глухих местах среда якутов, 2 некоторых племен горного Таджикистана. 3
В X—XI вв. появляется примитивный ручной гончарный круг, обжиг сосудов производится в пе
чах, и весь облик производимой посуды резко меняется.
Этот перелом связан с разложением родового строя и первыми этапами выделения ремесла, как
это Совершенно верно отмечает в своей работе- А. В. Арциховский. 4
В отдельных пунктах нашей территории эта стадия техники сохраняется в виде пережитков, дающих возможность реконструировать целый ряд приемов и моментов организации производства. В частности лепка сосудов на ручном кругу с выре
занными на нем клеймами, сходными с клеймами на днищах сосудов X—XIII в., обжиг сосудов в обыкновенных русских печах с «томлением и обваркой
1 П. Н. Миллер, Московский мусор, стр. 14.
2 В. И. Подгорбунский, Заметки по изучению гончарства якутов, Сибирская живая старина, VII, 1928 г.
3 Е. М. Пещерева, Гончарное производство у горных таджиков, «Изв. Среднеазиатского геогр. о-ва», XIX, 1929 г.
4 А. В. Арциховский, Новгородские ремесла (по рукописи 1934 г.).
а может быть, и тысячи» фрагментов этих банок, вероятно явившихся браком производства. Более
старые вещи этого рода имеют гладкую одноцветную поливу разных тонов, более поздние (о пейзажами) относятся к. концу XVIII — началу XIX в., украшенные гирляндами — к средине этого столетия. 1
1 М. В. Воеводский, К истории гончарной техники наро
дов СССР, «Этнография» № 4, 1930 г., стр. 55—56.