ВОЗОБНОВЛЕННАЯ ЛИЗИСТРАТА“
После длительного перерыва Музыкальная Студия МХАТ’а возобновила «Лизистрату» — спектакль, б котором четыре года назад говорили, как об одном из значительнейших явлений нашей театральной культуры.
По свидетельству Немировича-Данченко, постановка «Лизистраты» возникла диалектически в недрах самого театра, как протест против мно
голетнего торжества натуралистических методов и приемов. Этим она была знаменательна для ху
дожественного театра. Для всей же культуры нашего театра «Лизистрата» была ценна, как попытка утверждения спектакля высокого стиля — спектакля монументального, как попытка постановки героической комедии.
Увы, — промелькнуло всего лишь четыре года и мы должны констатировать, что возобновлен
ная «Лизистрата», — зрелище, лишенное какоголибо подъема, убивающее своей ненужностью.
Сложный комплекс разнообразных причин
привел возобновленный спектакль «Лизистраты
ских ритмах музыка хоровых номеров «Бориса Годунова».
Ошибочная установка привела режиссера к полному искажению перспективы и авторского замысла в последней картине. Вместо «народной революции» мы увидели какую-то ночь на лысой горе, дикий шабаш сорвавшихся с цепи калиба
нов, каких-то рассвирепевших уродливых кобольдов — увы, тот самый «русский бунт бессмыслен
ный, ужасный», каким впору гувернанткам детей мистера Келлога пугать своих шалунов питомцев. (Нечего сказать, подарочек к 10 годовщине революции! )
Неправильная трактовка проблемы народа в «народной музыкальной драме», конечно, сры
вает спектакль, как целое, и увеличивает пассив смертных грехов Большого театра. Но было бы недобросовестно не отметить, что в спектакле, кро
ме основной темы, есть «побочные», в проведении которых театр обнаружил несомненную способность к хорошим достижениям. Об этом в следующий раз.
В. БЛЮМ
„ ВАНЬКА-КАИН“
В прошлом сезоне Замоскворецкий театр показал «историческую» пьесу Дикгофа-Деренталя
«Кавказский легион». Прессой в свое время было достойно отмечено появление этого драм-фабриката. Ныне театр ГИТИС’а, в постановке Дона
това, выпустил новую и тоже «историческуюпьесу того же автора — «Ванька-Каин».
Автор пытался подать похождения «Ваньки- Каина» на фоне волнений суконщиков графа Шереметева. Это ему не удалось. Его рабочие су
сальны, а Ванька-Каин — вор, сыщик, авантюрист, похититель женщин, наконец, истязатель — никак не вяжется с Ванькой-Каином, организатором восстания суконщиков, поджога дворян
ских дворцов. Каин Деренталя просто-на-просто своеобразный анархистствующий бандит.
Актеры? В большинстве своем это почти беспомощная молодежь, плохо владеющая жестом и
словом. Прекрасные данные, пока слабо разработанные, у Наташи — Перемышлевой. Из молодежи
можно отметить лишь рабочего Тулью — Вовси, единственную живую и оправданную фигуру спектакля. Прекрасно расцветил свои две сценки, но, конечно, не спас всего спектакля, А. Петровский. Интересно задуман в мрачных, соответствующих эпохе тонах, но небрежно выполнен макет художника Сапегина.
В том виде, как. показана была эта пьеса в Замоскворецком театре, она является ни чем иным, как воспроизведением на сцене похожде
ний героев лубочной сытинской литературы. Это подчеркивается и тем сгущенным лубком, в плане которого спектакль сделан режиссурой. Руко
водителям театра Замоскворецкого Совета нужно подумать над своим репертуаром, ибо положение единственного в районе рабочего театра обязывает.
Г. дик

ПАРАД МОСКОВСКИХ КРИТИКОВ

ЛЕВЫЙ ФЛАНГВ. БЛЮМ
Коль любить, так не на шутку, Коль хвалить, так без рассудку, Коль ругнуть, так уж сплеча — По заветам Ильича.
Э. БЕСКИН
Вышивает арабески,
Снисходителен и мил,
Наш трибун народный — Бескин (Брат старшой, — Эммануил).
В. АШМАРИН
Ашмарин пишет деликатно, Он многим может дать совет И вразумительно, и внятно:
«Ты сер, а я, приятель, сед... »