ГОД ИЗДАНИЯ ЧЕТВЕРТЫЙПролетарии всех стран, соединяйтесь! новый зритель

ТЕАТР - КИНО - ЭСТРАДА - МУЗЫКА - ЦИРК

ОРГАН МОСГУБПОЛИТПРОСВЕТА и УПР. МОСК. ЗРЕЛИЩН. ПРЕДПРИЯТИЯМИ № 32 (187)
Москва, VI, Каретный ряд, 3. Телефон 4-19-46.

9 aвгусmа. 1927 г.

БЕЛЫЙ КЛЫК

Ни в одной из капиталистических стран мы не замечаем такого напряжения пролетарских художественных сил, как в Германии. В этом отношении решающую роль сыграла револю
ция. Но, вместе с тем, силы революционных художников Германии, а, тем более, и всего Запада, еще слишком ограничены количественно, малы и распылены.
В то же время, последние годы, наглядно доказывают, что буржуазия сознает ту безысходность, в которую попало западное искус
ство, и судорожно ищет выхода. В силу своего исторического состояния, буржуазная культура, неспособная найти этот выход, передергивает факты, и назревшую среди художников жажду разрядить существующую атмосферу — перекидывает на пролетариат. Но как?
Западные филистеры, а с ними и социалпредатели, надевая на себя маску «чистогоискусства и прикрывая этим свое идейное гниение, хищнически набрасываются на коммунистические художественные организации и на отдельных художников-коммунистов, поднимая
против них отчаянную травлю и крича об опас
ности, грозящей «всечеловеческой» культуре. Прием достаточно знакомый и по общей политике!
Перед нами блестящий наглядный пример буржуазного лицемерия и предательства со
циал-демократии — только что закончившийся VIII всегерманский конгресс социал-демократи
ческих зрителей, организованный «Фольксбюнен Ферейн» в Магдебурге.
Съезд, мимоходом коснувшись хозяйственноорганизационных вопросов, все свое внимание обратил на идеологическую линию общества. Фор
мально стоял вопрос о ликвидации известного конфликта между коммунистом-режиссером т. Эр. Пискатором и «Фольксбюнен Ферейн», как из
вестно, заставившим Пискатора выйти из этой организации за трактовку постановки «Буря над Готландом» в коммунистическом тоне. (Эр. Пискатор ввел в постановку проекцию боевых революционных лозунгов и кино, посвященных со
бытиям в Шанхае, и главного персонажа вывел в гриме, напоминающем т. Ленина).
Эта постановка оказалась не ко двору желтым социалистам.
Как же разрешил или точнее (будем уже придерживаться повестки дня! ), ликвидировал этот поистине вопиющий конфликт магдебургский конгресс?
Большинство голосов делегаты признали, что «в противоположность строющемуся
на политической базе, «Фольксбюнен Ферейн» еще раз подтверждает свои задачи чистого искусства, несущего свободу и художественную радость всей нации без исключения».
Иными словами, немецкие театральные соглашатели постановили отмежеваться от организаций, строющих искусство на революционно-клас
совой основе. Немецкие социал-демократы откровенно расписались в своей преданности политическим интересам эксплоататорских классов.
Пересматривая опубликованные в немецкой печати отчеты о речах, произнесенных на съезде, мы лишний раз убеждаемся в том, что буржуазия не дремлет, что ее социал-наемники политически активно организуются. Выставляемые социал-демократами благочестивые доводы о «всечеловеческом чистом искусстве» — по существу
есть тот же замаскированный ветвью мира капиталистический нож, который вообще зано
сит Запад над головой революции и мирового пролетариата.
Все эти слова, на манер «горячих» советов, профессора Марка: «Не итти по стопам России,
где фетишизируется коллективный человек, тогда, когда нужно освобождение личности», или рази
тельных заверений известного немецкого теакритика Юлиуса Баба, что «искусство должно быть независимо и широко национально» — по существу есть ничто иное, как активный политический отпор врагов революции, как сигнал к организации и вербовке художников в напра
влении всяческой защиты капиталистического мира.
Правда, на этом «блистательном» конгрессе прозвучали слова и в защиту т. Эр. Пискатора. Но их было слишком мало, чтобы сдержать океан разбушевавшихся страстей художественных наемников контр-революции.
Факт ликвидации театральными меньшевиками конфликта с т. Эр. Пискатором является новым доказательством того, что пролетариату необходимо напрячь все силы для скрепления своего боевого кулака по всем линиям своего строи
тельства. Все говорит за то, что «угроза войныповисает над нами по всему фронту.
«Всечеловеческая» культура показала свой белый клык!
В. А. Павлов