ПО ЧУЖИМ ГРАНКАМ

Чрезвычайно интересную и содержательную статью, посвященную современному германскому театру, поместила «Правда» от 28/VII с. г. Статья беглым анализом выбранной темы на
глядно обнаруживает испытываемый западным театром кризис, который в свою очередь обусловливается общей идейной катастрофой эксплоататорских классов, превращающей целое в индивидуалистический песок. То, что статья останавливается целиком на германском театре, яв
ляется еще более показательным, поскольку, как известно, именно немецкий театр представляет собой в последние десятилетия наиболее закончен
ную и высокую культуру западно-европейского театра вообще.
«Театр современной Германии, как и большинства западно-европейских стран, пережи
вает в настоящее время процесс упадка. В течение нескольких предыдущих лет он прошел «кривую» революционного развития, но затем возвратился на путь, продиктованный ему его органической связью с буржуазной культурой.
Лихорадочный темп послевоенной Германии нашел свое выражение в остроте театральных форм.
Революционизирование театральной формы повлекло за собой усиление новой обработ
ки общественного материала: в этот период возобладал революционный репертуар. Йесс
нер постановкой «Вильгельма Телля» создал новый стиль театральной игры и новую вертикальную конструкцию — «лестницу Йессне
ра», сообщавшую динамике сценического действия крайнее напряжение». Однако, как узнаем мы далее:
«театр не удержался на этой волне подъема, а соскользнул в плоскость коммерческой организации, существующей на потребу буржуазии.
По общим своим устремлениям не отстает от перечисленных театров и «Берлин
ский народный театр». Однако здесь имели место революционные спектакли, доставленные режиссером Э. Пискатором. Особенный успех выпал на долю двух его постановок — революционной драмы Альфонса Па
кэ «Знамена» и пьесы Велькса «Гроза над Готландом». Последняя постановка вызвала даже скандал и обвинения Пискатора, включившего в спектакль элементы современных революционнных событий, в большевистской пропаганде. Правление театра заявило о неизменности его желания «сохранить в не
прикосновенности свободу, сохранить старую идею, дух народной сцены
Такова чисто-театральная картина современной Германии. Но не лучше обстоит дело и с драматургами.
«Ничуть не оживляют общую бесцветную картину современного театра новые драма
турги. Ряд новых имен среди них — Бруст, Броннен, Брехт и др. Признанные современ
ной немецкой буржуазной культурой, эти драматурги всецело отвечают ее запросам. Их деятельность проходит под знаком мистики, романтики и эксцентризма.
В заключение автор констатирует, что:
«Последние годы совершенно опустошили и обесплодили немецкий театр. Еще ис
кусственно объединяемый на экономической основе, он перестал существовать как сколько-нибудь единый, цельный и жизнеспособный художественный организм».
Будем надеяться, что освежающей силой в этом тупике, в который загнала буржуазия ми
ровое искусство, явится подъем политическикультурной активности пролетариата.
ПРИЕМ В РЕДАКЦИИ
Отв. ред. М. И. Розен — четверг с 4 до 6 ч. Отв. секр. В. А. Павлов — среда, четверг, пят
ница от 3 до 6 ч.

ДВЕ ВСТРЕЧИ С ЭР. ПИСКАТОРОМ

(Личные впечатления)
Пользуясь тем, что мне пришлось два года назад познакомиться с этим выдающимся человеком и блестящим режиссером, я позволю себе, хотя бы в нескольких словах, поделиться своими впечатлениями о наших встречах.
Отправляясь в Германию, я твердо решил во что бы то ни стало познакомиться с замечатель
ным художником, о котором я много слышал еще задолго до своей поездки. Правда, я знал заранее, что, хотя Эр. Пискатор я являлся в то вре
мя главным режиссером одного из берлинских театров Фольксбюне, тем не менее, он часто бывал в отъезде, лично руководя массовыми пролетарскими праздниками в провинции.
Как бы там ни было, в один из душнотеплых, специфически берлинских вечеров, я уже сидел в небольшой комнате, плотно уставленной книгами, в которой на круглом столике лежала большая монография с прекрасными литографическими портретами т. Ленина. Рабочий стол, стоявший у окна, был. деловит, ясно выражая некоторую «сдержанность
и культурность своего «хозяина». Я сидел в кабинете в ожидании т. Эр. Пискатора, задержавшегося на одном из партийных собраний.
Через несколько минут в комнате вспыхнул яркий свет электрической люстры и я увидел небольшую, но энергичную фигуру с волевым лицом и приветливо улыбающимися темпераментными глазами.
Это был Пискатор.
Радушно поздоровавшись, мы расселись в удобные глубокие кресла, и завели оживлен
ный разговор. Меня крайне интересовал как сам Пискатор, так, особенно, его оценки театральных событий Германии и СССР и, наконец, оценки тех условий, в которых ему приходится работать, и которые, порой с большим трудом, приходится преодолевать.
Эр. Пискатор говорил чрезвычайно уверенно, убедительно и охотно отвечал на малейшие детали.
Он кратко, но образно начертил план, который он поставил, как цель своей жиз