А. И. БУЛУШЕВ Вопросы реконструкции Москвы

I.
Произведенная по инициативе товарища Л. М. Кагановича в 1934 г. реорганизация проектно-планировочного дела в Москве с выделением самостоятельного отдела по планировке Москвы и архитектурно-проектных мастерских во главе с Отделом проектирования дала значительные результаты как в области разработки детального плана Москвы и вне
сения в это дело строжайшей дисциплины, так и в области повышения качества архи
тектурного проектирования и оформления столицы. Эта перестройка стала прообразом организации архитектурно-планировочного дела и в других городах Советского Союза.
С тех пор прошло около трех лет. За это время был утвержден СНК СССР и ЦК ВКП(б) генеральный план реконструкции Москвы и еще более повысились требова
ния к планировке и архитектурному решению города. От общего схематического плана мы перешли на основе установок СНК и ЦК к детальной планировке и архитектурному решению каждого района города, улицы, площади. Схема планировки города, одобренная СНК и ЦК в масштабе 1 : 10 000, на се
годня постепенно детализована и доведена до масштаба 1 : 2 000, вслед за которым следует стадия уже чисто архитектурного решения.
Организационно это требует еще лучшего и более четкого построения всей схемы проектно-планировочного дела в Москве. Основ
ные недостатки существующей системы и способы улучшения этого дела сводятся к следующему.
Архитектурно-проектные мастерские были созданы под руководством крупных мастеров с целью выращивания и подготовки мо
лодых архитекторов и, с другой стороны, с целью обеспечения выпуска высококачест
венных проектов. Недостаточное внимание, которое уделялось Моссоветом мастерским за последние полтора года, привело к извращению этой замечательной идеи, к перерождению этих мастерских в большие хозрасчетные проектные конторы. Достаточно отметить, что мастерская под руководством
акад. арх. Щусева имеет в своем составе 49 архитекторов с громадным количеством обслуживающего персонала, мастерская под руководством арх. Кокорина — 33 архитекто
ра, мастерская под руководством арх. Фридмана— 31 архитектора и т. д. Это уже не мастерские, а конторы, где руководитель не в состоянии обеспечить повседневную квали
фицированную помощь и консультацию в
работе молодым архитекторам и подчас не знает даже всего состава мастерской. И есте
ственно, в этих условиях совершенствование молодежи затруднено, а государство получает для строительства далеко не доброкачественные проекты, требующие зачастую
переделок в процессе строительства и удорожающие стоимость его. Беспринципное украшенчество в наружном оформлении зданий, неэкономная и неудобная для жилья внутренняя планировка, игнорирование стандар
тизации и типизации деталей проекта — вот основные недостатки многих и многих проектов, выпускаемых мастерскими к строительству в Москве.
Вывод здесь может быть один — разукрупнение существующих мастерских за счет выдвижения новых подросших молодых мастеров, с тем, чтобы каждый руководитель имел в составе своей мастерской не более 4—5 авторов, которым мог бы обеспечить со своей стороны систематическую помощь и консультацию при разработке проектов и окончательно подписывал проекты, представляя их на утверждение.
Одной из крупнейших задач, поставленных СНК СССР и ЦК ВКП(б) в постановлении о генплане реконструкции Москвы, является требование — «во всей работе по перепланировке города должно быть достигнуто цело
стное архитектурное оформление площадей, магистралей, набережных, парков, с исполь
зованием при строительстве жилых и общественных зданий лучших образцов класси
ческой и новой архитектуры, а также всех достижений архитектурно-строительной техники».
Имеющийся опыт первого года выполнения генплана Москвы сигнализирует о недо
статках в этой области. За это время Отдел планировки с привлечением лучших архитектурных сил разработал детальную планиров
ку и архитектурное решение (ансамбль) всех набережных Москва-реки, центра города и основных магистралей города, подлежащих реконструкции в 10-летний срок. Прошло уже около года с момента окончания разра
ботки, но до сих пор Московский Совет не рассмотрел и не утвердил этот материал. Лишь по отдельным участкам набережных имеется устная санкция председателя Моссовета, и здесь застройка производится с полным соблюдением принципа ансамблевой за
стройки (Красно-Пресненская набережная, Ростовская, Смоленская, Котельническая и Новоспасская); здесь никто кроме автора утвержденного проекта не имеет права про
ектировать застройку. Это обеспечивает с самого начала и до конца выполнение композиционного замысла и единства архитектурного решения. На всех остальных маги
стралях проектирование застройки отдельных зданий ведут самые разнообразные по под
готовке и творческому своему направлению авторы, связанные лишь требованиями Отдела планировки в части объемного (силуэтно
го) решения, красных линий и отметок и конфигурации застройки. Допущение к проектированию застройки основных магистральных улиц города (Садовое кольцо, ради