Арх. А.В. ЮЗЕПЧУК

Опыт форпроектирования Садового кольца

Трудности создания целостных городских ансамблей уже давно натолкнули архитектурную мысль на необходимость новой промежуточной стадии проектирования между генеральным планом города и проектами от
дельных зданий. Речь идет о форпроектах застройки магистралей. Немыслимая в усло
виях хаотической, бесплановой застройки капиталистических городов, эта стадия проектирования получает все большее распространение у нас в Союзе и в частности в Москве.
Неудачный опыт проектирования 1-й Мещанской ул. и целый ряд выросших в разных точках города отдельных зданий, не связан
ных с существующими опорными зданиями и не учитывающих архитектуру предположенных к постройке на прилегающих участках зданий, заставил Отдел планировки Мос
совета перейти при проектировании новых и реконструкции старых магистралей на метод форпроектирования, являющийся единственным, действительно обеспечивающим плановую застройку этих магистралей композици
онно связанными между собою домами и преследующим цель создания не конгломера
та отдельных разнохарактерных зданий, а ансамбля магистрали, насыщенного одной общей идеей. Сущность всякого форпроекта застройки заключается в выявлении существующих опорных зданий, остающихся неприкосновенными, зданий, требующих незначи
тельной реконструкции (в плане или фасаде), зданий, требующих значительной реконструкции (например, надстройка этажей), и зданий, подлежащих сносу. На свободных участках и на участках сносимой застройки проектируются объемы новых зданий с выявлением красных линий участков, установлением
ширины улиц, конфигурации площадей и т. д. Фасады застройки магистралей намечаются в силуэте, при чем предопределяется характер членений новых зданий, высотность их и назначение.
Понятно, что подобный проект после обсуждения его общественностью и утверждения соответствующими организациями становится полным и вполне конкретным проектным заданием для архитектора, проектирующего то или иное отдельное здание, и де
лается непреложным законом для районного архитектора, обязанностью которого являет
ся наблюдение за неуклонным воплощением его в натуре.
Ценность подобного проекта неизмерима, и к созданию форпроектов застройки реконструируемых московских магистралей дол
жны быть привлечены лучшие представители градостроителей.
Принятие и утверждение таких проектов, само собою разумеется, требует предварительного тщательного обсуждения их широкой общественностью во избежание всяческих ошибок и недоработанности деталей.
Одним из первых, решаемых по этому методу, проектов застройки московских магистралей, явился проект Садового кольца.
Эскизный проект застройки северной половины кольца был выполнен бригадой ар
хитекторов Отдела планировки Моссовета под руководством проф. Н. В. Докучаева. Проект этот, будучи опубликован проф. До
кучаевым в № 7 журнала «Строительство Москвы» за 1937 год, насколько нам известно, сколько-нибудь значительному общественному обсуждению не подвергался.
Форпроект планировки и застройки отрезка Садового кольца между Ново-Кировской улицей и площадью Земляного вала. Генеральный план. (Заштрихованы существующие здания). Автор арх. В. Д. Владимиров