которым театральным; критикам наброситься не только на пьесу, но я на молодой революционный театр.
Так, в «Вечерней Москве» Юр. Соболев уже успел заявить, что «пьеса Файко кажется случай
ной и, если хотите, ненужной». Между тем, если,
конечно, совершенно наивен, несправедлив и беспомощен гнев Соболева в отношении этой пре
восходной пьесы в целом, то велика ошибка и со стороны драматурга, слишком увлекшегося
мрачными красками и перегрузившего свою пьесу отрицательными моментами. Получилась очевидная диспропорция, только снизившая пьесу, которая в иной ситуации легко могла бы стать по
длинной первой советской трагедией. В таком контексте легко понять Гранатова олицетворяющим современную русскую интеллигенцию, что, несомненно, не соответствует истине.
В самом деле, если древняя трагедия непременно подчиняла человека внешнему року, им управляющему, то ныне, в эпоху развития инду
стриализма и усиления классовой борьбы, этот рок теряет свою мистическую шелуху и стано
вится исторической неизбежностью. Гранатов упирается лбом в эту стену и, обнаруживая зияющую пропасть между собой и новым миром, поги
бает; эта гибель — закономерный отголосок того, что еще одно звено выпадает из рассыпающейся цепи старого мира.
***
Теперь о самом спектакле. Прежде всего, актеры. На этот раз против обычая театра Рево
люции— спектакль оказался актерским. Превосходное исполнение центральных ролей расцвети
ло и наполнило жизнью и без того действенный и сочный текст пьесы. Впрочем, не ко всем исполни
телям можно отнести такую оценку. Несмотря на общую выразительность игры, в спектакле, вое же, отсутствует единство режиссерской композиции (А. Дикий). И если отдельные роли поста
новщик вскрыл порой глубоко, то все же увязать и уравновесить их он не сумел. Поэтому... вместо
ОТ РЕДАКЦИИ
По техническим причинам не вошедшая в этот № журнала рецензия о «Проходной комнате(театр б. Корш)—будет помещена в № 9 «Нового Зрителя».
легко возможной цельности и монументальности первоклассного спектакля, «Человек с портфелемоказался вое же несколько всклокоченным.
Лишин очень умно и сдержанно ведет роль Гранатова. Он окрашивает свежими тонами но
вых театральных приемов—сочетание внешнего показа с внутренним содержанием—традиционное амплуа злодея. Великолепен Волков в роли профессора Андросова. Актер не только показал, на
сколько он вырос после Левши в «Блохе», но и доказал, что он, прежде всего, блестящий актер современности. Он дает ощутить человека и вещи, его окружающие, в их свежести и неповторимости. Он реалист большого масштаба. Волков, бесспорно, превосходный и глубокий наблюдатель с большой творческой самостоятельностью.
Несколько неожиданный образ для галлереи своих ролей дала Бабанова — Гога. Лирический эксцентрик по обычному характеру своих ролей, актриса на этот раз значительно приблизилась к реалистическому типу. Она вылепила внешне очень убедительный и внутренне волнующий образ три
надцати летнего, нервного мальчика с сильным характером, несколько испорченного эмигрантским белоподкладочным лоском.
Хорош Орлов в роли Редуткина, хотя все же он и особенно его партнерша Тяпкина (Марья Панфиловна) своим излюбленным буффонным гротеском выходят из общего стиля спектакля. Конечно, гротеск в этих фигурах возможен и даже, пожа
луй, необходим. Но нельзя же доходить до таких геркулесовых столпов, до которых дошла, напри
мер, Тяпкина. Как видно, закваска мейерхольдовского «Мандата» еще слишком довлеет над актрисой, которой, однако, уже пора задуматься над

ПЕРЕДВИЖНОЙ ФРОНТОВОЙ ТЕАТР

Начало этому театру было положено 10 лет назад, в период горячей стройки Красной армии, на одном из рабочих митингов-концертов в Грузинском Нардоме. Прослушав программу, отве
чающую революционным настроениям рабочих Красной Пресни,—присутствующие на концерте представители политкомсостава, только что вернувшиеся с фронта, выразили пожелание—бро
сить группу артистов с таким репертуаром на фронт, для обслуживания частей Красной армии.
Первая поездка такой артистической труппы —«Первой Концертной Труппы Московских Арти
стов»—была организована мною в октябре 1918 г. О бодрым, жизнерадостным, веселым репертуа
ром проехали мы по всему Южному фронту, дали ряд концертов на боевых участках под Воронежем. Вторая поездка, по инициативе О. Д. Ка
меневой, была приурочена к первой годовщине Октября. Подготовив Октябрьский репертуар, мы провели десятки выступлений на Южном фронте.
Политсоставом Красной армии был учтен опыт нашей работы, несомненная польза такого культурного обслуживания фронта, и когда мною бы
ла подана докладная записка в Всебюрвоенком,— было решено организовать передвижной фронтовой театр. Вся работа была сосредоточена в театральной секции Всебгорвоенкома. Передвижной
фронтовой театр просуществовал почти 5 лет. За это время наши труппы перебывали на всех фронтах. Помимо непосредственной задачи культурного обслуживания Красной армии, — эти
Группа работников театра