Влияние света на окружающее громадно. На что ни упал бы луч света, как все это моментально преображается: цвет становится ярче, форма выпуклей, резче, и весь предмет как бы сам начинает светиться. И, действительно, как нас учит физика, светлые предметы отражают лучи света; темные же, поглощая их, отражают значительно меньше, но отражают непременно все предметы, хотя и в очень различных степенях.
И вот эти световые лучи, исходящие от предмета, и пишут, рисуют на фото-пластинке. Фотография есть светопись. Поэтому в фотографии свет играет исключительную роль. Освещение в фотографии часто имеет решающее значение: нет достаточного света — и снимать невозможно.
Но помимо всего этого выступает другое, очень важное значение света для фотографическою изображения — это его художественная сторона.
Искусно примененный свет делает прямо-таки чудеса: предметы, фигуры, лица, раньше казавшиеся такими плоскими, серыми, скучными, — при освещении становятся совершенно неузнаваемы. От умело найденной игры света и тени они приобретают силу, остроту, четкость и значительность. И снимок, сделанный в таком распределении света, делается очень выразительным.
Именно на художественную сторону света фотографу следует обратить особое внимание и начать изучение света с настойчивостью и терпением путем изобразительно лабораторных опытов и разработок. Если фотографу и не придется применять законов построения теней, то знать особенности образования теней при искусственном и естественном освещении, а также и при комбинированном свете — он обязан. От знания и использования этих явлений в большой мере будет зависеть художественное оформление задуманных им фото-изображений.
Рассмотрим основные явления света. Проследим прохождение луча света и образование теней.
Вот луч света упал на предметы и мы увидели светлые и темные пятна на них. Темные пятна — тени; одни легли на самих предметах — собственные тени, другие от предметов — падающие; сливаясь вместе, они обобщили поставленные предметы. Светлые пятна, или так называемый свет, идет по форме предметов и загорается яркими бликами на блестящих поверхностях вещей. Лучи света, как бы прощупывая форму предметов, сосредоточиваются на выпуклостях и, скользя дальше, освещают все неровности, шероховатости их. Скользящий свет прекрасно передает фактуру предметов.
Первоначально мы видим только свет и тени, светлые и темные пятна: свет как бы „съел“ детали, а тени скрыли подробности, но затем глаз начинает различать полутени, отсветы от освещенных предметов — рефлексы в тенях и более тонкие переходы света в тень.
При внимательном рассматривании теней они не кажутся сплошными черными пятнами и в них ясно выступает разница тональной силы. Но еще заметнее эта разница, когда освещает не один
источник света, а несколько, и притом с разных сторон, хотя бы в виде подсветов. В таком освещении тени на темных предметах теряют свою непроницаемую черноту и становятся более или менее прозрачными, на светлых предметах ложатся светлые тени с ясным обозначением границ, а все предметы сохраняют свой общий, локальный тон.
В передаче формы и объема собственные и падающие тени играют большую роль Если свет „лепит форму предметов, то тень не в меньшей мере помогает выявлению ее, обрисовывая своей границей эту форму. Но еще больше подчеркивает форму падающая тень. Недаром художники, рисующие плакаты, так часто пользуются тенями, когда им нужно сохранить неразработанной, упрощенной
Освещение с одним источником света. Свет, блики, тень, полутень,
рефлексы.
Несколько источников света. Изменение и разница теней.
Анализ светотени в изображении. Графическое очертание света и тени.