ГОД ИЗДАНИЯ ЧЕТВЕРТЫЙПролетарии всех стран, соединяйтесь!

ТЕАТР - КИНО - МУЗЫКА - ЭСТРАДА - ЦИРК

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК МОСГУБПОЛИТПРОСВЕТА и УПР. МОСК. ЗРЕЛИЩН. ПРЕДПРИЯТИЯМИ № 17 (172)
РЕДАКЦИЯ и КОНТОРА:
Москва, VI, Каретный ряд, 3. Телефон 4-19-46.
26 апреля
1927 г.

ВОПРОСЫ дня

(К X съезду Мосгубрабиса)
Профсоюз должен быть ближайшим и непременным сотрудником в строительстве театров. Профсоюз должен активно участвовать в вопросе революционного преобразования старых буржуазных театров, в вопросе создания новых рабочих театров.
Театр, соединяющий в себе все виды искусства, должен быть использован, как форма орга
низации масс, через которую возможно проводить их классовое воспитание.
В каждом советском театре актер должен быть общественником. Актер не должен быть только ремесленником или профессионалом. Актер дол
жен знать, что он служит обществу, он участвует в пропаганде идей борьбы за коммунизм.
Актер — общественник есть частица того общественного театрального коллектива, который призван дать нам пролетарское теа-искусство.
Само театральное творчество должно быть коллективным. Мнение и работа каждого актера, каждого работника театра — должно иметь существенное значение в общем театральном деле. Коллективизм в театре должен быть символом всей работы.
А что мы имеем в настоящее время? Прав тов. Мордвинкин в своей статье: «Ликвидируйте теа-беспризорность» (см. «Нов. Зритель» № 12). Общественность внутри театра развита недоста
точно, а подчас вовсе отсутствует. Нет должного отношения со стороны большинства руководите
лей театров к актеру. Мы имеем массу случаев, когда молодой актер жалуется на свою судьбу, ссылаясь на непристойные преследования со стороны старых актеров, если он хотел загово
рить о себе, как о самостоятельном человекехудожнике, о человеке, желающем влиять на работу театра. Очень многие начинающие актерыактрисы находятся в зависимости от художе
ственного мастера и слепо выполняют указания и советы этого «мастера». И в этом отношении заявление т. Чупрова в его письме: «Настало
время поставить вопрос об актерском бесправии... » — правильно.
Правильно указывает т. (Мордвинкин в своей статье: «К завоеванию, привлечению на свою сто
рону, перевоспитанию имеющихся кадров старых работников и созданию здоровой театральной об
щественности, к подготовке новых театральных кадров (смены) из пролетарских рядов; в актив
ной максимальной поддержке лучшей части прогрессивных сил театра; к борьбе с реакционным крылом — вот задачи вставшие перед нами». (см. № 12 нашего журнала).
Вся работа по укреплению новых театров и по содействию политическому оздоровлению старого театра должна принять более систематиче
ский и продуманный характер, праводясь через правильно организованные художественные со
веты театров (участие проф., парт. и общ. орг. ), привлечением и укреплением театрального мо
лодняка, мерами репертуарной политики, общественной критикой и организацией зрителя, путем организационного укрепления театра в на
правлении его окончательной советизации и укрепления в нем коммунистического влияния.
Эта работа — длительного характера. Эта работа требует поднятия культурного уровня работника искусства, развития его классового самосознания.
VII съезд профсоюзов возложил на работников искусств еще одну важнейшую задачу: привлечение наших лучших артистических и художественных сил к подготовке, обработке и при
способлению для клубной сцены хороших пьес и инструктирование клубных кружков.
Эту задачу мы должны ставить шире. Для нас важно обслуживание клубов, приближение нашего театра к рабочей массе, обслуживание ра
бочих районов. Связь театра с рабочей массой даст возможность более правильно отражать на сцене общественную жизнь с ее противоречиями и быт рабочего класса. Связь с рабочей массой может дать богатый материал для работы театра.
Организация районных театров, организация передвижек, филиалов центральных театров, должна, в первую очередь, интересовать работни
ков искусств; они должны способствовать осуществлению этих мероприятий.
X съезд профсоюза рабис должен учесть задачи сегодняшнего дня по театральной обще
ственности и сказать свое веское, авторитетное слово.
Наличие театров с неприемлемой идеологической установкой, отсутствие органической связи театров с общественностью, первенствующее зна
чение искусства, как самоцели, и необходимость ликвидации Русского Театрального О-ва — являются темой обсуждения на съезде.
Э. Шарикян