ЗА АКТЕРА-ОБЩЕСТВЕННИКА!

Скандал, разразившийся в стенах МХАТ II, всколыхнул общественное мнение не одной толь
ко Москвы, но и далеко за пределами ее. Этот конфликт имеет огромное принципиальное значение для всей театральной громады СССР и должен быть вскрыт безоговорочно и со всей исчерпывающей полнотой.
Нездоровая атмосфера, обнаруженная громким призывом к общественности артиста МХАТ II Чупрова, есть не только в МХАТ’ах, она свила себе прочное гнездо во многих театрах Москвы и провинции, она есть везде, где есть неорганизо
ванные актеры и где превалируют известные условия: разность убеждений, общественная значимость и индивидуалистический подход со сторо
ны руководящей головки театра, довлеющий над голосом работников, стремящихся к одному: не дать себя задавить, приносить посильную поль
зу обществу, строить эго общество, неся в него здоровую новую культуру.
Актер хочет и должен быть общественником— гражданином в полном смысле этого слова. Театр должен охватывать широчайшие слон насе
ления, так как он призван играть колоссальную роль в культурной жизни страны. Театр — это не
оспоримое орудие в построении идеологии современной эпохи и вполне очевидно, что нельзя допускать, чтобы, как в руках ловкого фокусника, на глазах у почтеннейшей публики, произошло бы превращение этого могучего воспи
тательного орудия в хилый оранжерейный цветок для услаждения чисто мещанских вкусов.
Нельзя жить в обществе переживаемой нами величайшей эпохи, не чувствуя лихорадочного биения его пульса. Задача действительности ясна. Завоевания революции, завоевания нового общества — огромны и должны громко и четко проявить себя в жизни театра. Плеханов говорил:
«Ход развития искусства определяется ходом развития общественных сил». Действительность каждого дня должна заставить актера итти не за собой, а в ногу с собой, по крайней мере, если уж не впереди себя. Только надо помочь и актеру.
Правда, что актер не может сразу порвать со старой идеологией, правда, что он не может сразу приобщиться к новому быту. Но сразу нельзя, а за десятилетия должны же быть какие-нибудь логические результаты, хотя бы частичные. Ак
тер за 10 лет революции только поверхностно, а не с корнями, не глубоко врос в новый быт, не успел ближе, как того требуют условия гигантских шагов жизни, — приобщиться к нему. Вот почему одной из главнейших задач укрепления и роста театра должно быть неослабное стремление приблизить рядового актера к политической общественности, превратить его в полноправного гражданина.
Нужна особенная чуткость со стороны актера к общественно-политической жизни страны. И на первое время, как экстренная мера, необходимо создать в каждом театре дружный товарищеский цех, объединяемый группой авторитетных товарищей, через которых поддерживалось бы взаи
модействие между работой актеров и работой театра.
Лозунга «актер аполитичен» — нет, его не должно быть! Аполитичные люди в искусстве не нужны ни обществу, ни театру. Таким «аполитикамместа в театре быть не должно. Их надо посадить на пароход и высадить где-нибудь на отдаленном острове. Пусть их там работают, как им нравится, пусть умирают.
Удивительно не то, что разразился этот вполне резонный скандал, а то, что такие смертель
ные враги, как Мейерхольд и Станиславский, как Мейерхольд и Таиров схватились вдруг за руки и залепетали одинаковым языком, что это, мол, нетактично «выносить сор из избы».
Конечно, этот скандал, как и всякий конфликт на театре — неприятен, но он имеет большое зна
чение. Пришла, наконец, пора положить предел бесправности актера в театре, зажиманию рта, то «ролишкой», то обещанием дать роль, когда тот в защиту своего гражданского права подымает свой голос.
Нет, этот сор надо вынести, и, хотя театральная Москва упорно молчит, но она отлично пони
мает, что значит выступление этой троицы, этих трех крупнейших режиссеров — руководителей
своих театров. В кабинеты к ним ворвался холодок. Скорее форточки закрыть! Но у форто
чек стали две комиссии — правительственная и профсоюзно-общественная. С громадным нетерпе
нием воя театральная Москва, вся общественность ждет чем закончится эта борьба!
Дорогу актеру, гражданину-общественнику. носителю новой здоровой культуры!
Председатель месткома Московского Драматического театра б. Корш Н. Степанов.
Секретарь месткома Б. В. Шмитько. ОТКЛИКИ
Пробуждение общественности среди актерских масс имеет большое значение в строительстве советского театра. Все общественные организации, которым дороги интересы- нашего театра, обязаны оказать реальную поддержку нарождающейся актерской театральной общественности
Расслоение, которое происходит в актерских массах, ни в коем случае не следует затушевывать, а, наоборот, заострять, будировать, приковывать к нему общественное внимание.
Директор Московского Драм. Театра б. Корш E. С. Морозов.
Расширенное заседание месткома и профактива Белорусского Государственного Второго Театра (БДТ2), обсудив конфликт МХАТ 2, все
цело присоединяется к меньшинству, ведущему борьбу за артиста-общественника.
Наш театр, получивший воспитание в Москве, под руководством артистов-режиссеров МХАТ 2, знает, что этот театр имеет за собой громадные художественные заслуги, но и, в то же время, не
сет в себе гнилую идеологию, не созвучную современности.
Профактив отмечает, что эта гниль с лозунгами о «жрецах искусства», «искусство вне клас
сов», «искусство для искусства» и т. д.,. и т. п., имеет свое частичное влияние и отражение в нашем театре.
Протестуя против поведения МХАТ 2-го в отношении его революционного меньшинства, мы требуем, чтобы разрешение данного вопроса было бы общественно выдержанным до конца.
Да здравствует актер-общественник!
Да здравствует Октябрь в искусстве!
Предместком БДТ2 Санников.
Секретарь М. К. Василевская.
Следуют 18 подписей профактива.