ИТОГИ СЪЕЗДА ДИРЕКТОРОВ ТЕАТРОВ

1-й всероссийский съезд директоров театров (вышедший за пределы республиканского мас
штаба, ввиду участия на нем представителей почти всех союзных республик) в настоящие дни широкого обсуждения вопросов театральной политики приобрел особо серьезное значение.
Сейчас (через несколько дней после окончания съезда) еще трудно достаточно полно оценить работу съезда, ее общественную и практическую роль. Но в основном уже можно подвезти итоги.
Впервые за 10 лет советской власти были поставлены лицом к лицу низовые руководители, организаторы нашего театра и представители центра — руководители всей театральной жизнью
республики, впервые они вместе обсуждали пути развития советского театра. От этого совместного обсуждения выиграли, конечно, обе стороны. Пе
ред «центром» прошла живая картина местных условий работы, те крупные и мелкие тормозы, сужающие, дробящие и засоряющие русло раз
вития нового театра и те здоровые ростки, на основании которых смело можно возлагать на театр ответственнейшие задачи рупора социали
стического воспитания. А перед представителями «мест» была развернута театральная программа нашего сегодня, был подытожен весь опыт деся
тилетнего существования советского театра, была указана система его дальнейшего развития и укрепления.
Какие вопросы приобрели наибольшую остроту в работе съезда?
— Политика мест не соответствует политике центра. Сплошь и рядом театр все еще рассматривается, как «лавочка», как средство «выкачивать» деньги. Те, кто призваны руководить теа
тром, далеки от знания художественной работы, не соответствуют своему назначению, срывают работу и лучшие начинания подчиненных им директоров театров. Все эти явления происходят от одной причины: театральная сеть не находит
ся еще в руках того органа (НКП), который несет за нее ответственность перед государством, а распылена между самыми различными и самыми несоответствующими организациями и учреждениями.
Отсюда понятен общий вопль делегатов съезда: дайте нам «хозяина», дайте нам единого ответственного руководителя.
Вторым острым вопросом была вся сумма основных организационных и экономических болезней нашего театра: неудовлетворительность
сети, непропорциональная емкость зрительного зала по отношению к новому рабочему потреби
телю, пассивиое (а иногда и противодействующее) отношение местных отделов профсоюзов к делу
организации рабочего зрителя, необходимость (в небольших городах) давать еженедельно по 2—3, а то и 5 премьер и т. д. и т. д.
Очевидно, что в этом вопросе может помочь только тщательный пересмотр всех наших эконо
мических и организационных возможностей и выдвижение четкой системы организации театрального дела.
Съезд вынес ряд детально проработанных резолюций. Из принятых предложений считаем необходимым отметить следующие:
Съезд решительно высказался за передачу всей театральной сети (помещения и площадки) в непосредственное ведение НКП и его органов на местах; за немедленную организацию при НКП единого органа, планирующего и руководящего всей художественной жизнью Республики; за приобретение театром прав (а не только ответственности) политико-просветительного учрежде
ния: снятие налогов, долгосрочный кредит на строительные и ремонтные работы, снижение тарифа оплаты за коммунальные услуги и т. д.: за четкие организационные формы управления: повсеместное создание управлений зрелищными предприятиями и введение системы районирования, т. -е. планового обмена труппами; за созда
ние советской общественности вокруг театра; за централизованное формирование театральных дел; за установление системы должностных окла
дов для работников художественного труда. Учтя значение такого рода съездов, делегаты также единодушно высказались за ежегодность созыва съезда директоров и руководителей театров.
Заканчивая настоящий очерк, остановимся только на одном еще соображении. Все материалы съезда (протоколы, резолюции, анкеты делегатов и предприятий) поступают в АПО ЦК пар
тии, как материал к театральному совещанию, открывающемуся 7 мая. Поэтому, надо полагать,
основные вопросы театрального дела, которые вызвали такое горячее обсуждение на съезде, получат разрешение в самом ближайшем будущем.
Н. Семенова
* Съезд был созван Главполитпросветом и происходил 27—30 апреля с. г. Повестка: 1) вступительный доклад т. Луначарского; роль и задачи советского театра — т. Пельше; организационные и экономические вопросы теа-дела — т. Семенова; система оплаты труда — т. Лебедев; принципы формирования теа-дела — т. Вальдман.
ТЕАТР им МГСПС
„КОНСТАНТИН ТЕРЕХИН“ Ленов — ШИШКОВ