ГОД ИЗДАНИЯ ЧЕТВЕРТЫЙ
Пролетарии всех стран, соединяйтесь! НОВЫЙ ЗРИТЕЛЬ
ТЕАТР - КИНО - ЭСТРАДА - МУЗЫКА - ЦИРК
ОРГАН МОСГУБПОЛИТПРОСВЕТА и УПР. MOCK. ЗРЕЛИЩН. ПРЕДПРИЯТИЯМИ № 29 (184)
Москва, VI, Каретный ряд, 3. Телефон 4-19-46.
19 июля 1927 г.
В ШЕРЕНГУ!
Мы мирный народ. Наша постоянная армия небольшая, потому что мы не преследуем завоевательных целей и мы должны беречь народное хозяйство. Но, если мы не содержим армии для завоевательных целей, для угнетения и уничтожения покоренных народов, как это делают капиталистические страны, то все же нам приходится быть мощными в военном отношении для самообороны.
Эта задача накладывает своеобразную печать на нашу военизацию. Нам нет нужды разжигать национальную ненависть и нам нет нужды воспитывать в народных массах ненавистнический антагонизм и вражду к соседям. У нас одна ненависть, общая со всеми трудящимися всего мира—к капиталистическому строю и к его адептам. Вот почему, имея пред собой и против себя вооруженный империализм всего мира, мы с особой серьезностью должны относиться к делу обороны. Мы должны воспитать в подрастающем поколении одновременно ненависть к милитаризму и уменье с оружием в руках защищать свое дело. Вот почему задача обороны на первом месте ставит обучение всего взрослого населения—женщин и мужчин—на добровольных началах, а не на принудительных, военному делу.
Капиталистические страны изолируют армию от трудящихся масс. Вся постановка их военного дело опирается на эту изоляцию, ибо армия капиталистов направляется не только на внешнего врага, но и против трудящихся масс своей же страны. Наша небольшая, но компактная армия воспитывается в тесной увязке с трудящимися, призыв в ряды армии у нас означает поднятие политического и гражданского уровня призываемого населения. Эта увязка должна итти от трудовой школы и до призыва. Современная война—- война огромных масс. Это война не войск, а народов. До Великой войны постоянные армии всех европейских государств колебались от нескольких сот тысяч и до полутора миллионов. А в войне участвовало от 9-ти миллионов человек во Франция до 16 1/2 миллионов в России. Таких постоянных армий содержать никто не в состоянии. Никто не в состоянии заблаговременно изготовить снаряжение для них, которое бы лежало мертвым капиталом. Ясно, та страна окажется обеспеченнее в обороне, которая быстрее и лучше сумеет поставить на военную ногу миллионы людей и быстрее реорганизовать свою промышленность для военных целей. Отсюда вытекает непосредственное задание: каждый взрослый гражданин должен быть подготовлен к быстрому
усвоению военного дела и планомерному вливанию в кадры мобилизующихся войск. На каждом заводе не только машины и оборудование, но и сами рабочие должны быть готовы к переходу от производства для культурных нужд к производству военному.
Не шовинистические фанфары нужны нам, не воинственные крикуны требуются нам; нам нужны люди, сознающие всю тяжесть ответственности, лежащей на их плечах пред прошлым поколением, завоевавшим свободу и пред грядущим поколением, для которого они должны сберечь, сохранить и упрочить это завоевание.
Конечно, при такой постановке дело не сводится к одной технике. Техника сама собою. Нам необходима политическая зрелость, классовая солидарность и отчетливое понимание протекающих событий. Первым работником в выполнении такой задачи является искусство во всех его видах: литература, театр, музыка, кино и даже спорт,— все должно быть согрето единой мыслью—выковать поколение людей, ненавидящих войну, но умеющих страстно защищать расчетливой рукой завоевания трудящихся масс.
Нам говорят, что грядущая война будет в значительной степени авиационно-химической. Те ужасы, которые рисуют невежественные люди и легковерные газетчики, не только преувеличены, но и смешны. Перелететь через океан из Америки в Европу можно, но на этом нельзя еще строить никаких военных расчетов. Выдумать пушку, которая стреляет на десятки или даже сотни километров можно, но смешно говорить о том, что такими пушками из Парижа можно держать в подчинении весь мир. В нашей стране необъятность территории и малая населенность являются большим препятствием для врага в развитии военных авиационно-химических операций, но те же обстоятельства осложняют и самую оборону. Привлечь население из самых отсталых уголков к задачам обороны, планомерная и стройная организация тыла, на основе сознательного участия всех граждан в меру необходимости,—таков непосредственный логический выход из этого положения.
Каждый сознательный гражданин, преданный великим задачам Союза Советских Республик, должен проникнуться этим сознанием значения активного участия. Могущественным средством для агитации и пропаганды, в целях углубления и расширения этого сознания, должно служить кино. В этом отношении уже кое-что делается нами, но делается мало. Нужно,