жизнь своих любимых внучат. Обычно они подсаживались ближе к огню или забирались под заячье одеяло и начинали свой рассказ. Так наступал этот дорогой и заветный час сказки.
Мы, затаив дыхание, слушали сказки, легенды, предания, героические песни олонхо. И нам очень хотелось походить на мудреца Сээркээн Сэсэна, быть находчивыми и ловкими, как бедняк Чаачахан, отчаянно смелыми и непримиримыми, как Ньургун Боотур или Василий Манчары, красивыми и добрыми, как Ючюгей Едёйээн, или походить на солнцеликую красавицу Туйаарыма Куо. А уж как мы ненавидели врагов всего доброго и светлого: ненасытного жестокого обжору Алаа Могуса, плутов шаманов, кровожадных извергов, вроде Хара Хаана, все темные силы насилия и разбоя.
Словом, у героев сказок и преданий мы учились быть настоящими людьми, любящими тайгу с ее обитателями, солнце и землю, наших близких, родных, всех честных людей... Они учили нас понимать и любить красоту жизни, уважать труд и трудящегося человека, учили быть беззаветно смелыми и не щадя жизни бороться за все прекрасное и доброе на земле.
Сказки заменяли нам привычные ныне книгу и радио, газету и кино, наконец, телевизор, так раздвинувший наш мир...
И теперь, вспоминая свое трудное, голодное и холодное детство, я думаю: а что могло статься тогда с маленьким человечком, если бы не было этих чудесных мужественных сказок, этих прекрасных фантазий?!
Да, устное творчество для народов, не имеющих письменности, было тем живительным родником, тем источником, который помог им не только сохранить мужество и светлый разум, но и послужил в дальнейшем развитию родной