ношениями с армиею и доставлением ей всего нужного» 1. Действительно, эта работа Москвы непрерывна, напряжённа и чрезвычайно многообразна. Тысячи рабочих рук в самых разнообразных предприятиях от крупного по тем временам завода до мелкой мастерской работали на нужды армии. Работал на войну «состоящий в Богородском округе пороховой завод». В Москве непрерывно делались артиллерийские снаряды и боевые патроны, в этом производстве были заняты, между прочим, питомцы Московского воспитательного дома. В Москву везли железо для выделки орудий и свинец для литья пуль. Москва изготовляла и отправляла в армию шанцевый инструмент. «Вольные мастера» Москвы «строили» в Москве для армии обозы, изготовляли сухарные фуры и патронные ящики. Московский арсенал заготовлял тысячи ружейных кремней.
Москва заготовляла сено, овёс и прочее «фуражное продовольствие». Накануне Бородинской битвы в Москву прибыл из Киева «транспорт с артиллериею» на 106 подводах, на которых Москва отправила в армию 26 500 заготовленных ею сабель. Тула доставляла в Москву новые ружья, которые складывали в Московском арсенале. В Москву и в Московскую губернию посылали из армии за «седельными уборами», как офицерскими, так и гусарскими, просили «построить» солдатские «кавтаны», фуражки, мундиры, этишкеты, шинели, «панталоны для запасных войск». Москва закупала муку и хлеб для армии и в большом количестве сушила для армии сухари.
Москва формировала в своих казармах и в подмосковье новые полки, принимала для их пополнения бесконечные партии рекрутов, распределяла по воспитательным домам солдатских детей, заботилась о раненых, снабжала «военные гошпитали». Москва принимала и переправляла партии военнопленных (на питание французских военнопленных «полных генералов» было положено по 8 руб. в день, «неполных» — по 4 руб.), а также «военных дезертиров» — перебежчиков (в их числе упоминаются «гишпанцы» и пруссаки).
Кроме этого, Москва немало жертвовала на военные нужды. Ещё в начале войны московское дворянство пополам с купечеством собрало один миллион рублей для покупки волов, необходимых для перевозки военного снабжения. В августе (по почину московских «купеческих детей» Платона Павлова и Герасима Семёнова) московские купцы стали бесплатно печь для войска «из собственной их ржаной муки» хлеб и заготовлять сухари. Ещё до приезда царя в Москву московский купец из «Серебряного ряда» Алексей
1 Бумаги, относящиеся до Отечественной войны 1812 года, собранные и изданные П. И. Щукиным, ч. X, стр. 164. М 1912 (в дальнейшем цитируется сокращённо: «Бумаги Щукина»).
6
2 Там же, стр. 101.