так отчасти и общественных и служебных сооружений. Наконец, производились в массовом порядке и орнаментальные лепные украшения. Эта типизация облегчала и удешевляла строительство и вместе с тем способствовала ансамблевой застройке города. Однако типизация отнюдь не приводила к мертвым штампам, к унылому однообразию застройки, так как в практике строительства умели очень разнообразно и творчески варьировать сравнительно небольшое количество типических приемов композиции, архитектурных форм, деталей и украшений. В этом легко убедиться как по многочисленным еще сохранившимся в Москве небольшим особнякам, так в особенности по зданиям в периферийных центрах, построенным в этот период. В Калинине, Ярославле, Костроме, Туле, Горьком и в десятках более мелких городов мы встречаем сходные по стилю, но всегда индивидуальные здания так называемых присутственных мест и небольшие домики с колоннами и фронтонами, благородные по пропорциям, приветливые по своему облику, простые и вместе с тем очень красивые. 
Расцвет русской архитектуры в первой трети XIX в. нашел свое яркое выражение, свое наиболее совершенное воплощение в создании грандиозных величественных ансамблей Петербурга и в облике Москвы, отстроенной после пожара и разрушений, причиненных ей наполеоновскими войсками в 1812 г. Оба эти наиболее выдающиеся создания русской архитектуры первой трети XIX в. при единстве общего стиля значительно отличаются друг от друга и имеют каждое свою ярко выраженную индивидуальность. В этом сказалось творческое богатство архитектуры русского классицизма, ее умение в конкретном решении исходить из своеобразия условий и задач, учитывать исторически сложившийся характер города.
Когда 10 октября 1812 г. арьергард наполеоновской армии вышел из Москвы, город был в тяжелом состоянии, являя картину страшного пожарища и варварского разрушения, произведенного интервентами. Наполеон в слепой ярости хотел взорвать Кремль и все значительные здания города. Хотя это ему не удалось полностью и москвичи в момент отступления французских войск сумели спасти многие сооружения, все же разрушения были чрезвычайно велики. Часть кремлевских стен была взорвана, от взрыва пострадали здания кремлевских дворцов, Филаретова звонница и столп Ивана Великого. Все здания дворцов и собо
- 6