ATЕИСT
№ 12
1926.
Д. Фрэзер.
АДОНИС, АТТИС, ОЗИРИС.
От редакции.
Предлагаемая вниманию читателя статья Фрэзера «Аттис, Адонис, Озирис» является частью большого труда «Золотая Ветвь». Редакция намерена дать систематическое изложение этого труда, не имеющего себе равного в литературе по истории религии. В виду того, что «Золотая Ветвь» состоит из двенадцати больших, томов в английском издании и поэтому едва ли скоро выйдет в русском переводе, а вместе с тем, считаясь с остро назревшей для каждого атеиста необходимостью изучить теорию Фрэзера, мы дадим изложение «Золотой Ветви», сохраняя самым точным образом руководящие мысли и основные взгляды Фрэзера.
Чтобы пояснить читателю все значение «Золотой Ветви», и необходимость ее самого тщательного изучения, необходимо сообщить прежде всего биографические сведения об авторе этого великого произведения.
Шотландец по происхождению, Джемс Джордж Фрэзер (James George Frazer) родился в 1854 году в Глазго. Он получил образование сначала в Геленсборо, затем в университете своего родного города Глазго и, наконец, в Тринити-Колледж в Кембридже. В 1879 году он закончил научное образование и занялся исследованием древнейших форм общества и религиозных верований под руководством шотландского ученого Робертсона- Смита, автора «Лекции по семитической религии» (1888), сыгравших огромную революционизирующую роль в науке о ветхом завете. Лишенный кафедры за свои революционные взгляды, Роберстон-Смит вскоре умер, а следовавший по его стопам Фрэзер должен был выдержать долгую борьбу за признание своей теории. Он получил профессорскую кафедру в Ливерпульском университете только в 1907 году, в то время, когда был уже общепризнанным ученым с мировой известностью. В настоящее время Фрэзер продолжает работу с величайшей неутомимостью, несмотря на преклонный возраст, в качестве профессора социальной антропологии. «Золотая Ветвь» — основная работа Фрэзера, труд всей его жизни, для которого он собирал материалы более тридцати лет.
Впервые «Золотая Ветвь» вышла в трех томах с подзаголовком «Исследования о магии и религии» в 1900 году. В 1907 году, вышло второе, значительно расширенное издание, а между 1907 и 1915 гг. окончательное, зна