чительно разросшееся издание всеми частях и двенадцати томах. В состав этой работы входят следующие части:
I часть:—Магическое искусство и эволюция царей (в двух томах). II » —Табу и опасности, угрожающие душе (в одном томе). III » —Умирающий бог (в одном томе).
IV » -—Адонис, Аттис, Озирис (в двух томах).
V » —Духи хлебных злаков и диких зверей (в двух томах). VI » —Козел отпущения (в одном томе).
VII » —Бальдер Прекрасный, празднества огня в Европе и учение о бестелесной душе (в двух томах).
Заключительный том: Библиография и общий указатель.
\
Первоначально «Золотая Ветвь» имела целью выяснить некоторые загадки древней римской религии, а именно культа Дианы в Ариции и обряда убийства жреца его преемником, который для этого должен был сорвать «Золотую Ветвь» со священного дерева. Работа разрослась и охватила магические обряды и верования, религиозные культы и мифы не только классической древности, но и современных европейских народов, а также некультурных народов всего мира.
В 1923 году Фрэзер выпустил сокращенное изложение «Золотой Ветвив одном томе, но и эта работа (около 800 печ. страниц) остается слишком громоздкой для перевода в настоящее, трудное для издательств, время.
Из других важнейших работ Фрэзера отметим следующие. «Тотемизм и экзогамия. Исследование некоторых древнейших форм суеверий и общества» (в четырех томах). «Фольклор в ветхом завете. Исследования в области сравнительной религии, легенд и законодательства». (В трех томах, сокращенное издание в одном томе). «Описание Греции» Павсания. Перевод с комментариями, иллюстрациями и картами». (В шести томах, сокр. изд. в одном томе). «Вера в бессмертие души и культ мертвых». (В двух томах). «Культ природы» (Пока вышел первый том — о культе солнца).
Вот краткий перечень важнейших трудов Фрэзера, не считая большого количества менее крупных книг, брошюр, лекций и статей в журналах по отдельным вопросам. В настоящее время нет ни одного научного исследования о происхождении общества и религиозных культов, которое могло бы обойти теорию Фрэзера.
Так как мы дадим «Золотую Ветвь» в систематическом сжатом изложении, которое позволит ознакомиться с основными воззрениями Фрэзера, то сейчас мы не будем характеризовать их. Изложение работы «Аттис, Адонис, Озирис», посвященной земледельческим культам и их эволюции с древнейших времен, введет читателя в курс этой теории и подготовит к знакомству с другими частями «Золотой Ветви». Отметим только, что теория Фрэзера имеет огромное значение для развития марксистского взгляда на происхождение религии. Георгий Валентинович Плеханов в статье «О религии» (Собрание сочинений, т. XVII, стр. 196—232) изложил свои взгляды на происхождение религии, опираясь на Фрэзера. По мнению Г. В. Плеханова, современная этнология, крупнейшим представителем которой является Фрэзер, подтверждает правильность марксистского взгляда на историю.
Авторитетное мнение Г. Плеханова обязывает нас в высшей степени внимательно отнестись к теории Фрэзера, принятой основоположником русского марксизма, как базис для изучения древнейших форм религии.
В качестве первой статьи, излагающей теорию Фрэзера, мы взяли IV часть «Золотой Ветви», так как здесь изложены основные черты земледельческой религии. Мастерство, с каким Фрэзер показывает возникновение культа спасителей на почве земледельческого хозяйства, вплотную