подводит нас к крестьянской религии, борьба с пережитками которой в, нашей крестьянской, преимущественно, стране составляет главную задачу каждого атеиста. В дальнейшем, шаг за шагом, в сжатом изложении, мы надеемся развернуть перед читателем все остальные составные части теории Фрэзера и показать их огромное атеистическое боевое значение.
ГЛАВА I.
Миф об Адонисе.
Зрелище великих перемен, ежегодно обновляющих лик земли, оказывало могучее впечатление на сознание людей всех веков и заставляло их размышлять о причинах великих чудесных превращений.
Заинтересованность эта вовсе не была бескорыстной. Даже дикарь не может не заметить, до какой степени тесно связана судьба его собственной жизни с жизнью природы, и как угрожают ему гибелью силы, которые замораживают воду и уничтожают растительность. На известной ступени своего развития, люди воображали, будто в их распоряжении имеются средства, позволяющие отвратить угрожающие бедствия, будто посредством магического искусства можно ускорить или замедлить смену времен года.
Руководясь этим убеждением, люди совершали обряды и произносили заклинания, чтобы вызвать дождь, усилить солнечный свет, умножить количество животных, ускорить рост земных плодов. С течением времени медленный рост знаний, разбивший так много самых заветных иллюзий, убедил, в конце концов, мыслящую часть человечества, что смена лета и зимы, весны и осени являются следствием не их магических обрядов, а более губоких причин, более могущественных сил, скрывающихся за внешними явлениями природы.
С этого времени расцвет и умирание растительности, рождение и смерть живых существ стали изображаться, как усиление и ослабление могущества божественных существ, богов и богинь, рождающихся и умирающих, вступающих в брак, рождающих детей, по образу и подобию самих людей.
Таким образом, старая магическая теория смены времен года была вытеснена или, вернее сказать, дополнена религиозной теорией. Дело в том, что, хотя люди стали приписывать годовой кругооборот соответствующим изменениям в жизни божеств, но все же продолжали думать, будто посредством определенных магических обрядов можно помочь богу, заключающему в себе сущность жизненной деятельности, в его борьбе с враждебным принципом смерти. Люди воображали, будто могут поднять ослабевшую деятельность бога и даже воскресить его из мертвых.
Выполняемые с этой целью обряды сводились, по существу, к драматическому воспроизведению естественных процессов, которые люди хотели облегчить: основная особенность магии заключается в том, что желательный результат достигается путем простого подражания ему.
Смена роста и упадка, развития и разложения объяснялись теперь браком, смертью и воскресением или возрождением богов. Поэтому религиозные или, вернее сказать, магические драмы большей частью стали сводиться именно к такого рода событиям в жизни богов.
Такова религиозная теория, смешанная с магической практикой. Противоречия, связанные с применением двух прямо противоположных принципов, не смущали людей. Они редко сознавали их. Задача человека — действовать, а не выяснять мотивы своих действий. Если бы человечество всегда было логично и рассудительно, его история не была бы хроникой безумий и преступлений...