В умеренном поясе воображение человека больше всего поражалось тем временем года, когда возникает новая растительность. Смена времен года оказывает свое влияние также и на животных, но не столь очевидное. Поэтому вполне понятно, что магические драмы, ставившие своей целью заколдовать зиму и вернуть весну, главным своим предметом имели растительность. Деревья и растения занимали в культах гораздо более важное место, чем звери и птицы.
Впрочем, в сознании тех, кто совершал обряды, эти две сторон ыжизни, растительная и животная, не были резко разделены. Люди были уверены, что связь между животным и растительным миром гораздо теснее, чем на самом деле. Поэтому они часто дополняли драматические представления возрождения растительности действительным или драматическим половым совокуплением, имевшим целью одновременно вызвать, путем того же самого акта, умножение плодов, животных и людей.
Основные потребности человека в прошлые времена сводились к тому. чтобы жить, питаться и рожать детей. Эти потребности и останутся основными, пока существует мир. К этому надо добавить очень многое, чтобы обогатить и украсить человеческую жизнь, но человечество перестало бы существовать, если бы не могло удовлетворить эти свои потребности. Поэтому посредством магических обрядов, вызывающих смену времен года, люди, прежде всего, стремились обеспечить рождение и питание.
Наиболее торжественными и широко распространенными были эти обряды по берегам Средиземного моря. Народы Египта и Западной Азии обозначали ежегодный упадок и возрождение жизни именами Озириса. Таммуза, Адониса и Аттиса. Магическое содействие оказывалось прежде всего растительной жизни, которая воплощалась в лице божества. Бог ежегодно умирал и воскресал из мертвых. Имена богов и подробности обрядов были различны, но сущность оставалась одна и та же. Начнем с Таммуза или Адониса.
Культ Адониса возник среди семитических народов Вавилонии и Сирии. Греки заимствовали его у них в VII веке до нашей эры. Подлинное имя божества—Таммуз. Адонис происходит от семитического «адон» господь. Греки смешали собственное имя с эпитетом. В Вавилонии Таммуза представляли, как юного супруга или любовника Иштар, великой божией матери, воплощавшей в себе производительную энергию природы. Ежегодно Таммуз умирал, уходя во мрак подземного мира. Его божественная любовница ежегодно отправлялась в поиски за ним, в страну, откуда нет возврата, во дворец мрака, где пыль лежит на порогах дверей и у входов. Во время отсутствия Иштар любовное влечение прекращалось. Люди и животные переставали производить потомство. Жизни угрожала, гибель.
Высший бог Эа посылал своего вестника за Иштар. Богиня подземного мира Аллату или Эреш-Кигаль окропляла Иштар водой жизни и отпусскала вместе с Таммузом. С их возвращением на земле возрождалась жизнь.
Смерть Таммуза оплакивалась ежегодно, при звуках флейт, в середине лета, в месяц, названный по его имени. Изображение бога обмывалось, помазывалось маслом, облекалось в красное одеяние. Благоухания должны были повлиять на его чувства и пробудить от смертного сна.
Трагическая история Адониса и связанные с ним обряды лучше известны нам из греческих источников, чем из вавилонской литературы и краткого упоминания пророка Иезекииля. В греческой мифологии. Таммуз превратился в Адониса, возлюбленного Афродиты. Когда он был ребенком, богиня положила его в ларец и отдала на хранение Персефоне, богине подземного мира. Между богинями любви и смерти возник спор, решенный