Зевсом: половину года Адонис должен проводить в подземном мире, другую половину — на земле. Юноша был убит диким вепрем или завистливым Ареем, обернувшимся вепрем. Убийство Адониса является чисто греческим дополнением к вавилонскому мифу.
ГЛАВА II.
Адонис в Сирии и на Кипре.
Местом средоточия мифа и культов, связанных с Адонисом, были две местности в Западной Азии: Библос, на сирийском берегу, и Пафос, на Кипре. Это были, в то же время, центры поклонения Астарте-Афродите. Царем обоих городов был некогда легендарный Кинирас, отец Адониса. Виблос считался древнейшим финикийским городом, основанным богом Эль, которого греки и римляне отожествляли с Кроносом или Сатурном. Он расположен высоко на берегу моря. В средине города находилось святилище Астарты, символическим изображением которой был огромный обелиск. Впадающая в море река, ныне Нар-Ибрагим, называлась Адонис.
Последний царь Библоса носил имя легендарного Кинираса. Он был побежден и казнен Помпеем. Древнейший храм Астарты находился на расстоянии дня пути от города, у истоков реки. Храм и грот разорены императором Константином. Река проходит среди амфитеатра скал, впадая в зеленеющую равнину. В гроте, где впоследствии был построен храм, остатки которого сохранились доныне, Адонис, якобы, встретился с Афродитой и здесь же, будто бы, был погребен.
Адонис ежегодно погибал в борьбе с вепрем, и вместе с его священной кровью умирала природа. Сирийские женщины ежегодно оплакивали его смерть, когда расцветали среди ливанских кедров пурпурные анемоне, а воды реки становились красными при летнем разливе.
Кипр лежит на расстояний дня пути от берегов Сирии. Остров богат медными рудниками, ценными породами деревьев, хлебом, виноградом и оливковыми деревьями. Для такого народа, как финикийцы, развивших широкую морскую торговлю, Кипр был благословенной страной, в сравнении с бедной природой их собственной страны, ограниченной узкой береговой полосой. Финикийцы поселились на Кипре в глубокой древности и удерживались здесь еще в то время, когда сюда стали проникать греки. Циттиум, еврейский Хиттим, существовал до времен Александра Великого. Финикийцы чтили Ваала Ливанского, то-есть, вероятно, того же самого Адониса. В Аматузе, на южном берегу, сосредоточился культ Адониса и Астарты. Этот культ настолько сходен с культом Озириса, что многие отожествляли двух богов.
Главным центром поклонения Афродите и Адонису был город Пафос, на юго-западном берегу, ныне Куклия. Геродот утверждает, что Пафос основан финикийскими колонистами из Аскалона. Возможно, что еще до появления фининикиян здесь имелся культ местной богини плодородия. Если это так, то можно предположить, что здесь были обе разновидности великого божества материнства и плодородия, и поклонение им распространилось по всей Западной Азии уже в очень древние времена. Богиня изображалась в виде конуса или обелиска.
На Кипре женщины перед браком, невидимому, проституировали себя чужеземцам в святилище богини. Тот же обычай имел место и по всей Передней Азии. В Библосе женщины должны были брить себя головы во время ежегодного оплакивания Адониса. В противном случае, в установленный день праздника они отдавались чужеземцам, а полученные деньги