жертвовали богине. В некоторых местностях этот обычай сохранялся еще во втором веке нашей эры. В Армении девушки, даже из богатых семейств, долгое время проституировались в храме Анаитис и затем выходили замуж.
Великая матерь богов, воплощение всех производительных сил природы, почиталась среди ряда народов Западной Азии под разными именами. Относящиеся к ней мифы и культы по существу вполне сходны. С нею тесно связаны ее возлюбленные, божественные, но смертные. Она ежегодно вступала с ними в союз для обеспечения размножения животных и растений. Мифическое общение божественной пары было предметом подражания на земле в виде кратковременного общения мужчин и женщин в храме богини, с целью обеспечить, таким образом, плодородие земле и содействовать размножению животных и людей.
Обычай религиозной проституции был, по преданию, установлен на Пафосе царем Кинирасом. Его дочери, сестры Адониса, навлекли на себя гнев Афродиты, вступили в союз с чужеземцами и бежали в Египет. Сообщение о гневе Афродиты добавлено, чтобы оправдать обычай священной проституции, оскорблявший позже нравственные чувства, тогда как первоначально он был общепринят.
Об Адонисе рассказывают, что он вступил в преступное общение со своей сестрой Мирой на празднике богини хлеба. Женщины, одетые в белые платья, приносили этой богине в жертву первые снопы во время жатвы и соблюдали воздержание в течение девяти дней. Сообщения о кровосмесительных связях царей с собственными сестрами нередки. Повидимому, в таких случаях дело идет не о преступных связях, а о соблюдении обычая, преследующего определенные цели.
В тех странах, где царская кровь передавалась по наследству через женщин и где, следовательно, царь приобретал свои права исключительно в силу брака с женщиной из царского рода, часто случалось, что царь брал себе в жены сестру. В противном случае власть могла перейти к чужеземцу. Повидимому, это и было причиной связей с сестрами в тех случаях, когда царь после смерти своей жены должен был бы лишиться престола, чтобы власть не перешла к мужу сестры. В других случаях единственным способом обеспечить право на престол был брак с дочерью, к которой переходило право наследования от матери.
Кинирас, будто бы, отличался необычайной красотой и посвятил себя Афродите. Таким образом, можно предположить, что он является двойником своего сына Адониса. Рассказы о любовной связи Афродиты с двумя членами царского дома на Пафосе дополняются сказанием о Пигмалионе, финикийском царе, полюбившем статую Афродиты и вступившем с нею в связь. Таким образом, древние финикийские цари на Пафосе считались не только жрецами Афродиты, но и ее возлюбленными. Иначе говоря, они воплощали в своем лице Адониса. Рассказывают, что Адонис царствовал на Кипре, и его имя носили сыновья всех финикийских царей. Это имя, в собственном смысле, означает только титул: «господь». Однако, легенды, связывающие этих царей с богиней любви, показывают, что им присваивалась божественная природа Адониса точно так же, как и его человеческая сущность.
Рассказ о Пигмалионе свидетельствует об обряде брака царя со статуей Афродиты, точнее говоря, — Астарты. Имя Пигмалион принадлежало целому ряду семитических царей, вообще, и кипрских, в частности. Во всяком случае, Пигмалионом звали знаменитого царя города Тира, откуда бежала его сестра Дидона. Царь Кития и Идалия на Кипре в эпоху Александра Македонского тоже носил имя Пигмалион, точнее говоря: Пумииатон. Необходимо также отметить, что имена Пигмалиона и Астарты встречаются вместе на одной надписи в Карфагене. Вероятно, цари вступали в общение со священными проститутками, игравшими роль Афродиты по