в виду, что с изменением социального базиса более или менее быстро изменяются и указанные выше социальные надстройки, то нам после всего сказанного выше ясна будет тесная связь между естественными науками и упомянутым только что учением Маркса о развитии общества. Уже то обстоятельство, что Маркс называет это воззрение материалистическим показывает, что Маркс считает общественное производство, это солнце, вокруг которого вращается все остальное, коренящимся в своем материальном базисе, в базисе естественном или природном. Вещи материальной действительности понимаются марксизмом только так, как они даны в действительности, в их собственной, независимой от человеческой воли, связи, в их объективной реальности! Наше познание определяется этим материальным бытием, оно является истинным лишь приближенно, в той же мере, в какой познание приближается к бытию. Объективное бытие не является творением разума и не может быть познано целиком. Марксистская теория указывает лишь путь, она дает лишь метод для того, чтобы познать объективную истину, однако, границы приближения нашего знания к истине исторически обусловлены. Данная ступень развития науки никогда не является полным и абсолютным отражением объективной реальности. От поколения к поколению, от исторической эпохи к исторической эпохе мы, конечно, приближаемся, к абсолютной научной истине, не достигая ее непосредственно. Вот почему мы никак не в состоянии «подчинить» себе целиком природу, это объективное бытие.
Так как материалист исходит из познания объективной реальности внешнего мира, то он в первую голову необходимо устремляется к исследованию внешнего мира там, где это только возможно, в лаборатории, в производстве и т. д. Физика, химия, математика являются, главным образом, теми научными дисциплинами, в которых рабочий стремится искать знаний, подталкиваемый своей производственной деятельностью. Тем самым он овладевает материалом, который содействует его успеху не только в работе, но и в классовой борьбе. Ему необходимо, во всяком случае, научиться смотреть на мир без предвзятых идеалистических шор. Тот, кто хочет коренным образом изменить общественный порядок, не должен оставить вне поля зрения те объективные, наперед данные условия, в которых или, при помощи которых, он может реализовать свои планы. Марксистско-коммунистическое понимание истории, это теоретическое боевое оружие борющегося пролетария, может быть понято лишь такими людьми, которые обеими ногами стоят на почве реальности. Исторический материализм необходимо должен, поэтому, итти рука об руку с диалектическим материализмом, с этим философским братом исторического материализма, рассматривающим практику, как критерий: посюсторонности нашего мышления, показывающим, что в наших восприятиях отражается мир материальной, объективной, независимо от человека (и раньше его) существующей действительности. Диалектический материализм — это то законченное, объемлющее природу и общество, мировоззрение, какое с присущей им кристаллической ясностью развили Маркс и Ленин.
Последний в своей работе «Материализм и эмпириокритицизмрассмотрел и проработал под углом диалектической точки зрения успехи науки, особенно новейшей физики. Фридрих Энгельс также весьма долго, как он сам говорит, целых восемь лет, посвящал исключительное внимание различным отраслям естествознания и натурфилософии. Он усердно занимался ими, неизменно пытаясь сокрушить те окостенелые перегородки, которые понастроены были буржуазными теоретиками с их недиалектическим образом мышления. Вместе с тем, он повсюду (как мы видим