От редакции Атеиста, 
В своей Истории атеизма на Западе известный немецкий ученый Ф. Маутнер обронил замечание, имеющее, несмотря на всю свою кажущуюся парадоксальность, глубокий смысл. Лишь случайностью, говорит он, является то обстоятельство, что христианство не получило названия диаболизма . Без всякого преувеличения можно сказать, что без дьявола нет и христа. Христианская религия похожа на медаль, у которой на одной стороне сын божий, спаситель, на другой сатана, враг рода человеческого . Лишь искусственно, в целях большей выпуклости и четкости изложения, история диаболизма может быть отделена от истории христианства: на деле они неразрывно связани между собою, имея одни и те же социальные корни, один и тот же социальный эффект. И христос, и дьявол, одинаково являются средством классовой дрессировки, средством убеждения и психического принуждения масс
Атеистической, марксистски проработанной, истории диаболизма не существует до сих пор в мировой литературе, как нет еще, к глубокому сожалению, и материалистически освещенной истории христианства. Предлагаемая советскому читателю небольшая книга немецкого популяризатора Макса Геннинга ни в коей мере не может претендовать на роль систематической, полной и идеологически выдержанной истории диаболизма. Она представляет собой лишь беглый ок, в котором связно изложены основные факты из истории диаболизма на Западе. Что касается об яснения и освещения этих фактов, то здесь Геннинг, как и полагается буржуазному свободомыслящему, хотя бы и радикальному, хромает на обе ноги. Здесь его изложение нуждается в весьма существенных поправках и дополнениях.
В корне неправильно, прежде всего, исходный тезис Геннинга, согласно которому универсальный миф о христе и дьяволе породил универсальную, мировую геократию . На деле все обстоит как раз наоборот. Именно христианская церковь, стремившаяся и стремящаяся к теократии, к мировому экономическому господству, усвоила, переработала и утвердила в своих интересах миф о дьяволе. Почему же дьявол занимает такое почетное место в христианской религии, что один из столпов католичества, блаженный Августин, приравнял неверие в дьявола к неверию в бога? Какие реальные интересы церкви нашли свое выражение в учении о дьяволе?
Во-первых, дьявол необходим церкви для того, чтобы осмыслить центральный догмат христианства, а именно, спасительный подвиг христа. Искупительная жертва сына божия понадобилась, ведь, потому, что на людях, де, покоится первородный грех, но первородный грех этот был совершен по дьявольскому наушению. Следовательно, без веры в дьявола и первородный грех рушится и вера в христа.
Во-вторых, без учения о дьяволе немыслима так называемая теодицея (оправдание бога), призванная об яснить верующим всякое зло в мире, всякие неувязки между печальной реальностью и проповедью о милосердии и могуществе бога. Лишь ссылки на лукавого , который по попущению божьему портит людям существование для наказания