- 4
или испытания их, могут примирить верующего с зияющими противоречиями между сладкими обетованиями религии и горьким опытом повседневности.
и ин
зигр
В третьих, сатанология, в разработку которой попы и монахи вложили всю свою распаленную, нечистую фантазию, служила и служит церкви орудием террора, запугивания. Дьявол и его подначальные бесы всех мастей и рангов, с одной стороны, являются средством укрощения, психического поробощения невежественных умов, а, с другой стороны, отлично исполняют роль прикрытия для борьбы с инакомыслящими, с еретиками , с безбожниками, с классовыми врагами.
В четвертых, учение о дьяволе и связанные с ним басни об аде и чистилище служат источником крупнейших доходов для рясоносной рати. Заклинание бесов, обедни, освобождающие души покойников из чистилища, очистительные молебны и т. д., все это служит серьезнейшей опорой для финансовой мощи церковного аппарата, на всем этом держится искусство церкви превращать в золото темноту и невежество человеческие.
В атеистической пропаганде церковному учению о дьяволе должно быть уделено внимание, пропорциональное той роли, которую дьявол играл и играет в истории христианства. С учением о дьяволе связаны самые нелепые догматы и обряды церкви, самые позорные и кровавые страницы в ее истории (ведовские процессы, инквизиция и т. д.). Учение о дьяволе до последних дней служит готовой идеологией, которой прикрываются силы реакции в их борьбе против всего, что есть передового в человеческой культуре. Стоит присмотреться к современной действительности у нас и на Западе, чтобы обнаружить непосредственную преемственность между самыми нелепыми идеями христианской сатанологии и мракобесием нашего времени. При чтении набитых чертовщиной романов С. Клычкова ( Чертухинский балакирь , Князь мира и др.), выразителя слепой ненависти отсталых и кулацких слоев деревни к городу, не могут не придти в голову церковные басни о дьяволе, переряженным двойником которого является наш доморошенный Анчутка. Когда нафанатизированные организаторами сектантства крестьяне некоторых глухих углов с кольями встречали участников Всесоюзной переписи 1927 г., как агентов сатаны (см. сводку в 5 No Антирелигиозника за 27 г.), то не сказалось ли здесь церковное учение о дьяволе, согласно которому даже перепись царя Давида, о которой рассказывает ветхий завет, производилась по наущению сатаны. Кулакам, бешено сопротивляющимся обложению, не стоило большого труда в некоторых местах представить советских работников, как посланцев сатаны.
Чертовщина жива и живуча, с ней предстоит еще немало борьбы. Но для того, чтобы правильно с ней бороться, необходимо знать ее содержание и корни. В этом отношении сжатая сводка Геннинга окажется полезной.
Мы опустили страницы, где Геннинг пускается в идеалистические рассуждения и пышную, но пустую, фразеологию, являющуюся неизбежным приложением у всякого буржуазного радикала. Освобожденные от словесной шелухи, приводимые в этой книге факты, лишь выигрывают в своей ясности и выразительности.