А. ДРЕВС
Историзация бога Иисуса
1. Историчность Иисуса
Случай превращения мифа в исторический рассказ отнюдь не редок в древности. Этот процесс тем легче мог совершаться в отношении страждущих и умирающих богов-спасителей, что боги эти, по самому существу своему, в обычном представлении ближе других богов стояли к человеческой природе и были чем-то средним между человеком и божеством.
Египтяне, например, рассказывали про своего Озириса, что он вместе с супругой или сестрой Изидой жили в образе человеческом среди людей и даже преподали обитателями Нильской долины начатки культуры. Дионис, — говорят, — в виде могучего героя, во главе огромной рати, состоявшей из людей и божественных существ, прошел от Египта до Индии и Геркулесовых столбов, терпел голод, жажду и всяческие превратности судьбы земного героя. В древние времена в разных местах показывали победные знаки и памятники, якобы, воздвигнутые Дионисом во время своего победоносного шествия.
Сирийцы указывали места, где, якобы, охотился Адонис с Кибелой и где он умер от клыка вепря. Относительно Геракла, Тезея, Персея, Язона и т. д. никто в древности и не сомневался, что они действительно жили на земле подобно другим людям. Подобно тому, как во многих местах Греции показывали места рождения и могилы богов и героев, подобно этому, — с различными святилищами других богов, в особенности же, Асклепия, бога-целителя и спасителя, пользовавшегося необычайным почетом около начала христианской эры, связывались различные „воспоминания об отдельных вещах, случаях и эпизодах из мнимо — земной жизни этих богов. Миф и история так легко в древности переходили друг в друга, что здесь вовсе незачем говорить об обмане или сознательной лжи.
У древних иудеев отсутствие грани между мифом и историей было тоже совсем обычным явлением. Так обстоит дело, напр. с рассказом об Эсфири, который является ничем иным, как попыткой обосновать введение нового праздника (Пурим) мифом о богах Мардуке, Иштар и Гаммане, превращенным в исторический рассказ. Возьмите также вымышленного пророка Даниила, которого отнесли к эпохе Навуходоносора; возьмите Ездру, Варуха, Эноха и др., коим апокалиптики приписали свои откровения. Вспомните также, что поэты, дабы повысить авторитет своих произведений, свои псалмы, притчи, мудрые изречения и т. д. приписали Давиду, Соломону или другим великим личностям прошлого.