— Наше звено соберет в этом году 750 пудов винограда с гектара! — твердо и уверенно прозвучали слова товарища Чобана, звеньевого колхоза «Фруктовый Донбасс», Дубоссарского района.
И словно тысячеголосое эхо повторило его обещание. На полях Молдавии зазвучали голоса колхозов, совхозов, крестьянских сел. Перекликались в разных концах Молдавии виноградари, садоводы, хлеборобы, табаководы. Молдавский народ брал на себя обязательство самоотверженно бороться за подъем сельского хозяйства, за высокий урожай. И слова клятвы подымались над полями, звучали в садах и виноградниках Слободзеи и Тирасполя, Дубоссар и Каменки. Эти могучие слова свободного молдавского народа слушал Днестр, свидетель ушедших времен. Тихо, как бы задумчиво, плещутся волны Днестра. Изо дня в день, из года в год, из века в век катит свои воды великая река Молдавии.
Здесь, в Сорокской и в Бендерской крепостях, берегли независимость своей маленькой страны аркаши, воины воевод Молдовы. Здесь во имя общей цели — борьбы против захватчиков — турок — возник боевой союз молдаван с русскими и украинскими братьями по оружию.
Храбрый воевода Штеран Великий не только оружием связал свою судьбу с Иваном III, но и кровью родства: он выдал замуж свою дочь Елену за сына русского царя. В Прутском походе Петра I молдавский господарь Дмитрий Кантемир стал на сторону России в войне против Турции.
Много славных дел русского оружия видели воды Днестра, протекающие у подножья Бендерской крепости. Бендерскую крепость брали у турок полководцы Панин, Суворов, Румянцев. Долго стоял в селе Варница домик Карла XII. Здесь кончилась военная карьера горезавоевателя, постыдно бежавшего сюда после Полтавского разгрома.
В 1812 году Россия спасла молдавский народ от турецкого ига.
Протекали годы вдоль холмистых берегов Днестра. Настало снова черное время для молдавской реки. Она стала границей, разделяющей братьев одной крови.
В 1918 году Бессарабия была захвачена румынской боярщиной. Налилась слезой бессарабская дойна:
«Столько слезы наши лились, Днестр мой, Днестр!
До неба воды твои поднялись, Днестр мой, Днестр!..»
Под охраной жандармов румынские капиталисты увозили за Прут и Дунай плоды труда
бессарабцев. Несчастная, богатая земля, на которой жил нищий народ!
Бессарабские крестьяне беднели со дня на день. В это время на левобережье Днестра молдаване процветали в дружном, коллективном труде. Там советская власть поднимает хозяйство и культуру крестьянских масс до небывалого уровня. С востока несутся светлые напевы дойны. Напрасно румынские пограничники стараются преградить пути правде. Она доходит до сердца бессарабца, который жадно ищет в холодном тумане дальний рассвет заднестровской зари.
Самые смелые сыны Бессарабии уходят в подполье. За 22 года происходит 200 восстаний, среди которых самые крупные — Татарбунарское и Хотинское восстания. Днестровская волна несет гневную песнь повстанцев.
28 июня 1940 года. Советские части переправляются через Днестр в Бессарабию.
«Зарю Молдавии на крыльях
эскадрильи Несли уральцы, киевляне,
москвичи, То из Кремля простертые
лучи
Средневековый сумрак
озарили».
Год советской власти в Бессарабии был годом подъема хозяйства и культуры. Крестьянин получил землю, получил правдивое слово, разбившее
впрах лживую пропаганду румынской боярщины.
Когда созревали хлеба, наливались гроздья винограда, заревела над холмами Молдавии фашистская свастика. В июньское утро на Садовой улице застыли в лужах крови не успевшие проснуться дети кишиневцев.
— Преступления не прощаются, преступники уничтожаются!
И молдаване встали в ряды братских советских народов на борьбу с захватчиками. Разгневалась, поднялась кипучими волнами молдавская река:
«Эй, Днестр ночной! Укрой
ты нас, В глубоких плавнях мглой
окутывай, Чтоб мы накрыли в добрый
час Врага — фашиста лютого! ...А Днестр горит в огне зари, И гул и гром с востока
слышатся, То красные богатыри
К нам на подмогу
движутся!» И снова армия советских людей: русских и украинцев, грузин и узбеков — перешла через Днестр и совместно с воинами-молдаванами, с бессарабскими партизанами освободила Молдавию. День 24 августа стал всенародным праздником Молдавии.
Тяжелые следы оставил набег западных гуннов. От красавца-города Кишинева осталась одна треть. Половина горо
да Бельцы — это тротуары между руин. Снесен до основания город Оргеев. Искалечены сотни сел. Запущены огромные сады Слободзеи, виноградники Дубоссар, Романешт, Чумая, табачные поля Каменки. Все это надо восстановить.
На разоренное хозяйство пала трехлетняя засуха. Она сушила плодородные долины, земля давала трещины, в которые проваливались копыта волов, застревали колеса каруцы. Со дна высохших прудов поднималась серая пыль. Пересыхали колодцы. Обмелел Днестр! И, как в народных сказках, ненапойное чудовище Сетила высасывает влагу из земли молдавской:
«На краю долины
Жадный лег Сетила, Днестр загородил он, Как гора,
Пьет всю воду нашего
Днестра, Капли не оставив ни
единой!..»
В любых других условиях молдавский народ был бы обречен на голодную смерть. Но в советских условиях молдаване получили помощь. К Днестру с востока двинулись эшелоны, груженые продуктами и семенами.
Люди собираются с мешками у сельского амбара. Здесь получают они семенную ссуду.
— Вот семена,— говорит старик, рассматривая на ладони крупные зерна пшеницы. — Это — золото, а не семена!
Таких семян раньше не знала наша Бессарабия!
Братские народы трудились на полях. Работали советские специалисты, чтобы добыть такие высококачественные семена. Труд за труд! И люди берут обязательство, пишут на белых стенах своих хат: «Будем крепко работать на высокий урожай!»
Завоевать у земли обильный урожай! Земля не знает жалости. Засуха неумолима. Сила, обилие и счастье в человеческих руках, в человеческом разуме. На дождь надейся, а сам не плошай. Борьба за влагу — это борьба за урожай.
Секретарей райкомов, коммунистов нет дома: они на полях с народом. Они не возлагают надежды на милостыню природы. Как никогда, народ прислушивается к их советам, к советам советских агрономов. Спасение в советской агротехнике, в коллективном колхозном труде.
В селе Чок-Майдан, Романовского района, крестьяне единоличного хозяйства все больше спрашивают своих агроуполномоченных о колхозном строе. И вот создается инициативная группа крестьян, она обращается к секретарю райкома товарищу Тупице с просьбой организовать в селе два колхоза. На
Молдавский ковер.
Емилман БУКОВ
Фото Л. Раскика