общесельском собрании старик Кучук, подавая свое заявление о вступлении в колхоз, говорит:
— Далее так жить нельзя. Надо объединить наши силы, тогда будет большая сила, большое богатство в селе, в наших хатах.
Богатство надо завоевать коллективным трудом, при помощи советской власти. Вот что поняли крестьяне Чок-Майдана, организовавшиеся в колхозы имени Ленина и имени Молотова.
В селе протекала на протяжении многих десятков лет тоненькая струйка. Она не высыхала в любую засуху. Никто не обращал внимания на незначительный ручеек. А когда вновь организовавшиеся колхозы решили сделать пруды, преградив путь струйке, многие смотрели недоверчиво на эту затею. Но молодые колхозники верили в свое дело, они боролись за каждую каплю воды. Спустя несколько месяцев скопилось столько воды, что она прорвала плотину. Люди начали укрощать выросшую словно чудом тоненькую струйку. Образовался большой пруд.
Сразу оживилось все колхозное село. Большой массив земли получил необходимую влагу, десятки гектаров были поставлены вне угрозы засухи.
Хорош дождь, но сильна и человеческая рука, которая в состоянии найти воду и использовать ее для поливки садов, виноградников, огородов!
Крестьяне сел Бричены и Шестачи, Кобылна и Чадырлунга могли бы многое рассказать о своей борьбе за влагу, за урожай. Об этом много думали люди вечером, на завалинках, в хатах, днем на полях взвешивали возможности, собирали силы, чтобы точно, по-деловому записать свои обязанности в письме, которое готовился послать великому вождю молдавский народ.
— Наша бригада даст 120 пудов табака с гектара.
Эти слова подхватил шелест днестровских камышей и донес их до Каменского района, как эхо отозвались из Каменки слова Марии Кордонской:
— Мы дадим 150 пудов табака с гектара!
Услышав об этом, Евдокия Михайлова из колхоза «Освобожденная Бессарабия» крепко задумалась. Она решила работать, смотреть не на небо, а в землю, поливать и удобрять посевы. На собрании девушка вспыхнула и, сверкнув своими черными глазами, уверенно сказала:
— Гази обязуется дать 120 пудов табака с гектара, Кордонская —150 пудов, это очень хорошо... Ну, а я обязуюсь дать 200 пудов с гектара!
Гремят сильные слова вдоль побережья, шумят в садах и лесах Приднестровья, звенят в глубоких долинах Молдавии.
Валя-Адынка — значит Глубокая долина. Так называется место в Каменском районе, откуда звено Марии Кордонской возит воду на свой табачный участок. Внизу, на самом дне долины, сверкает речка. На ее берегу еле видны люди и подводы. Выше, по крутой каменистой дороге, карабкаются каруцы с бочками воды.
Пройдено три километра, и мы вместе с подводами очутились на поле, где работает зве
но табаководов. Девушки хитро улыбаются, когда вы говорите им о том, что Гази решила в этом году обогнать их.
— Что ж, это—неплохое решение, — говорит, сдерживая улыбку, Кордонская.— Но мы с ней соревновались и в прошлом году и опередили ее. И насчет этого года посмотрим...
Высоки берега днестровские; для того чтобы орошать поля, воду надо поднимать на десятки метров. Это хорошо знают колхозники, рабочие, инженеры из Карагаша. Месяцы работали карагашцы, подымая из руин насосную станцию, устанавливая оборудование, копая каналы. Месяцами простые люди, не думая о том, что они совершают подвиг, были охвачены единым чувством — дать земле влагу, взять от земли урожай.
В день открытия станции прибыли в Карагаш представители тридцати колхозов района. Колхозники пожимали руки, обнимали борцов за воду — прораба Сулимова, кузнеца Шумейко, инженера Журавель.
На станции еще царит тишина. В полях, вдоль канала, тысячи людей. Ожидают пуска воды. На дне магистрального бетонированного канала прыгают воробьи, бегает детвора. Но вот в стенах станции раздался голос инженера Тимофеева:
— Внимание! Опускаю реостат!
Заревели восемь мощных моторов. Насосы мигом подняли днестровскую воду—и пенистые волны хлынули в канал, разлились по сотням разветвлений оросительной системы.
И оживает, словно в сказке, долина Валя-Сака (Сухая долина):
«И подул пастух во флуер
(дудку) И пошел, пошел налево, И заслушались напева Флуера речные волны,
И, сверкая гребешками, Волны малые, большие Потекли за ним... И хлынул
Днестр в долину Валя-Сака»,
В саду, между сливами, стоит парень на дне небольшой ветки канала.
— Берегись, идет вода!—кричат ему.
Вот уже босые ноги парня в воде, но он стоит, улыбается... Ведь столько месяцев ждал он эту воду!..
Перемешанная с потом человеческого труда, вода наливает гроздья и колосья. Зеленеют луга, на них пасутся стада овец и коров.
Старый пастух Митря развертывает газету. Он недавно научился читать. Сотни тысяч молдавских крестьян научились за последние два-три года читать. Это чудесное преображение принесла им советская власть.
«Спасибо советской власти и родному Сталину за обучение меня грамоте»,—так собственноручно пишут Мария Дулгерь, крестьянка села Слободка, Оргеевского уезда, Булгарь Кирекия из Вулканешт, Парасковья Винару, рабочая из Кишинева, и тысячи других.
Растет рабочий класс Молдавии. Тысячи юношей и девушек обучаются в ремесленных училищах и школах ФЗО. Раньше эти юноши у себя в деревне знали железо лишь в виде клямки на дверях хаты да подковы на лошадином копыте. Теперь они прокатывают рельсы, стоят у сложных станков, водят машины, тракторы, кладут стены новых заводов. Один из таких заводов — Атакский маслозавод на Днестре. Он будет уже в этом году перерабатывать в сутки 50 тонн подсолнуха, что растет в Сорокском уезде. А неподалеку расположены поля сахарной свеклы — сырье для большого сахарного завода в Бельцах.
На окраинах столицы республики—Кишинева — вырастают леса труб новых заводов. На этих местах были руины. Их запечатлели на больших полотнах молдавские художники Гамбурт, Васильев, Постолаки. Теперь на полотнах художников первенцы послевоенной пятилетки. На стройках выступают со своими стихами молдавские поэты Лупан Деляну, Истру. Молдавские композиторы Няга, Кока посвящают свои произведения народному труду. Молдавские архитекторы Курц, Медник планируют новые дома, новые улицы. В борьбе за подъем сельского хозяйства на полях, в виноградных совхозах, на стройках пятилетки мы видим ученых Молдавии. Здесь же, работая, учатся студенты. Сбылась давняя мечта бессарабцев. В этом году в Кишиневе открылся Государственный университет. Сюда идет поток молодежи из сел: крестьяне посылают своих сынов в школы, двери которых распахнула перед ними советская власть. И Днестр — свидетель прошедших бурь, невзгод и бедствий молдавского народа —- плывет спокойно и торжественно к морю:
«К морю синему спешит он, Как в объятья дружбы
вечной, Слиться с вольным Доном
русским, С украинским плыть
Днепром».
На снимках (сверху вниз): река Днестр у города Рыбницы; старинная крепость в Бендерах; колесо для орошения огородов в молдавском селе.