350 
ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ.
а отсюда и жалобы однихъ на другихъ. Оказалось, что вдовицы христіанъ изъ евреевъ, пришельцевъ изъ другихъ странъ, получали пособія менѣе, чѣмъ вдовицы христіанъ-евреевъ, природныхъ іерусалимлянъ. Дошло это до апостоловъ. Апостолы увидали, что дѣло благовѣстія вѣры Христовой съ дѣломъ попеченія о тѣлесномъ насыщеніи вѣрующихъ совмѣстить имъ нельзя. Одно дѣло другому препятствуетъ. Нужно было послѣднее дѣло поручить другимъ лицамъ. Созвали вѣрующихъ, предложили имъ изъ среды себя избрать семь человѣкъ-людей исполненныхъ Духа Святого и мудрости. Когда таковыхъ избрали, то они помолились надъ ними и возложили на нихъ руки свои. Апостолы такимъ образомъ стали пребывать въ молитвѣ и проповѣди евангельской, а эти семь избранныхъ стали главнымъ образомъ имѣть попеченіе о внѣшнемъ удовлетвореніи вѣрующихъ и преимущественно о вдовахъ и сиротахъ ихъ. Такимъ образомъ, первоначальное назначеніе діаконовъ было служить при трапезахъ вещественныхъ. Когда же этотъ порядокъ окончился, то діаконы получили высшее назначеніе-служить при трапезѣ духовной-при таинствахъ, особенно при таинствѣ святого причащенія. Впрочемъ, они занимались и проповѣданіемъ слова Божія, и даже могли крестить, но низводить Духа Святого на крещенныхъ права не имѣли. Что же извѣстно о четырехъ діаконахъ, о которыхъ начали мы слово? Святой Прохоръ былъ постояннымъ спутникомъ святого Іоанна Богослова, потомъ онъ былъ епископомъ въ Виѳиніи; святой Тимонъ впослѣдствіи тоже былъ епископомъ. И всѣ они окончили жизнь свою мученически.
Итакъ, мы видимъ святыхъ діаконовъ-апостоловъ служителями при трапезахъ и при раздаяніи пособія бѣднымъ. Можно представить, какіе это были вѣрные и честные исполнители возложеннаго на нихъ дѣла. Несомнѣнно, при вступленіи ихъ въ эту должность сразу прекратились всѣ безпорядки, сразу кончились жалобы и ропотъ, и всѣ стали оставаться довольны ихъ распорядительностію. Пусть примутъ къ свѣдѣнію этотъ примѣръ тѣ, которымъ поручается завѣдываніе суммами церковными, общественными, благотворительными, казенными,-какъ они должны быть осторожны въ расходованіи этими суммами, какъ бережливо, какъ честно должны относиться къ своему дѣлу. Нынѣ то и дѣло слышишь о расхищеніи суммъ общественныхъ, казенныхъ. Другіе и за грѣхъ это не считаютъ, только бы сумѣть скрыть слѣды своего преступленія. И это дѣлаютъ часто люди съ образованіемъ, пользующіеся добрымъ именемъ, слывущіе за людей благовоспитанныхъ. Но ими овладѣла страсть къ наживѣ, у нихъ слишкомъ увеличились ихъ потребности, они привыкли къ роскоши, къ жизни не по средствамъ; жалованья, получаемаго ими, на все это недостаетъ, вотъ и остается одинъ исходъ-воспользоваться ввѣренною ихъ храненію
No 30.
суммою. Какъ это низко, недостойно человѣка, существа разумнато, а тѣмъ болѣе христіанина! Христіанинъ долженъ всегда имѣть добрую совѣсть, и вотъ здѣсь совѣсть потеряна. Онъ долженъ свое послѣднее отдавать,-и вотъ здѣсь наоборотъ-чужое берутъ часто то, на что бѣдные существуютъ, сиротство воспитывается. Чѣмъ они искупятъ этотъ грѣхъ? Чрезъ что надѣются когда-нибудь загладить его? Скажутъ: слезами покаянными, исповѣдію предъ отцомъ духовнымъ?-а гдѣ возвращеніе похищеннаго? Закхей былъ виноватъ въ этомъ грѣхѣ, но онъ говорилъ Спасителю: если кого чѣмъ обидѣлъ, возвращу четверицею. Чѣмъ они возвратятъ, растративши украденное? А безъ этого какъ они получатъ прощеніе отъ Господа? Да, если не боятся наказанія отъ правосудія человѣческаго, то подумали бы о правосудіи небесномъ, а оно рано ли, поздно ли надъ ними проявится. Нѣтъ, страшно брать чужое, лучше будемъ отдавать свое.
Многіе, обкрадывая хозяевъ своихъ, говорятъ: виноваты въ этомъ не мы, а сами хозяева,-почему они не положатъ приличной награды за наши труды. Наши труды велики, а жалованье ничтожно, вотъ мы и пользуемся случаемъ, и беромъ сами изъ денегъ, которыя бываютъ въ нашихъ рукахъ, или которыя довѣряютъ они намъ . Оправданіе ли это для присвоенія чужого? Кто тебя заставляетъ служить за жалованье малое? не въ твоей ли волѣ или просить приличной награды или отказаться отъ службы? Но служить и постоянно грѣшить, лгать, обманывать хозяевъ, лицемѣрить предъ ними, показывать себя человѣкомъ честнымъ, радвтелемъ ихъ пользы, тогда какъ на самомъ дѣлѣ быть вреднымъ для нихъ, скажите что это за жизнь? гдѣ тутъ мысль о спасеніи, о богоугожденiи, о приготовленiи себя къ вѣчности, объ очищеніи души, совѣсти своей? тутъ объ этомъ и помину нѣтъ, тутъ, наоборотъ, постоянное стремленіе къ погибели, каждодневное прибавленіе грѣховъ ко грѣхамъ. Тутъ и молитва не въ молитву, и постъ не въ постъ, и милостыня не въ милостыню, и покаяніе не въ покаяніе. Здѣсь только кажется человѣкъ христіаниномъ, но христіанства нѣтъ, здѣсь полное служеніе врагу Христа-діаволу.
Другой изъ обкрадывающихъ говоритъ: я беру самую ничтожную часть, только то, что совершенно ненужно господамъ моимъ . Безъ спроса, безъ ихъ позволенія и того нельзя сдѣлать,- и ненужнымъ и излишнимъ нельзя пользоваться, если оно не ваше. Святой Василій Новый, явившись во снѣ ученику своему Григорію, утаившему найденную вещь, и держа въ рукахъ разбитый, ни къ чему не годный глиняный сосудъ, сказалъ: Если кто и такую вещь утаитъ, на судѣ Божіемъ-взыщется съ него вчетверо . Еще разъ повторимъ: не слѣдуетъ брать чужого, даже