390 
ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ.
хочетъ спастись, долженъ великодушно переносить всѣ скорби, которыя будутъ ему попущены во время краткаго земнаго его странствованія. Благодушное терпѣніе скорбей есть послѣдованіе Господу нашему Іисусу Христу. Никакой произвольный подвигъ, никакое произвольное лишеніе и злостраданіе не могутъ принести той пользы душѣ, какую приносятъ ей посылаемыя Богомъ невольныя скорби. Желающему спастись необходимо заниматься чтеніемъ божественныхъ книгъ, чтобы оно было руководителемъ нашимъ въ дѣлѣ спасенія, потому что наши собственныя помышленія легко могутъ отвлечь насъ отъ спасительнаго пути, принявъ неправду за правду. Великая бѣда ввѣряться своему уму. Напротивъ великое благо не опустительно держаться слова Божія, какъ слѣпецъ держится за руку своего провожатаго. Оно преподаетъ намъ подробнѣйшее и точнѣйшее ученіе о добродѣтеляхъ и средствахъ, какъ пріобрѣсти добродѣтели и сдѣлаться угоднымъ Богу.
Кто вѣрный сынъ православной Церкви, кто ежедневно, на всякомъ мѣстѣ владычества Божія, вспоминаетъ Бога и проситъ у Него милости и помощи, кто по воскреснымъ и праздничнымъ днямъ тщательно посѣщаетъ храмъ Божій, а дома молится каждое утро и вечеръ, кто Св. муч. милостивъ къ бѣднымъ, кто приноситъ раскаяніе въ своихъ грѣхахъ, и пріобщается святыхъ Христовыхъ таинъ, кто великодушно терпитъ скорби, занимается изученіемъ слова Божія, тотъ имѣетъ у себя драгоцѣнный залогъ спасенія.
Это было лѣтъ 40 тому назадъ. Стояли мы на зимнихъ квартирахъ, недалеко отъ Варшавы, и проводили время днемъ въ смотрахъ и ученьѣ, а по вечерамъ,
No 33.
особенно зимнимъ, въ долгихъ бесѣдахъ. Однажды въ нашъ К...й полкъ зачисленъ былъ офицеръ изъ другого полка; офицеръ скоро перезнакомился съ нами и особенно сошелся онъ со мною, какъ и я съ нимъ. Съ перваго же знакомства мы стали друзьями, какъ бы своими людьми. Р., такъ звали новоприбывшаго въ нашъ полкъ офицера, оказался человѣкомъ добрымъ, честнымъ, благороднымъ, вообще такимъ, что на всѣхъ производилъ пріятное впечатлѣніе и всѣхъ невольно привлекалъ къ себѣ. Ему было лѣтъ около 45,-возрастъ, уже перешедшій половину человѣческой жизни и поневолѣ заставлявшій относиться ко всему съ нѣкоторою серіозностію и разсудительностію. Такимъ и былъ Р., который, кромѣ того, поражалъ обширностію своихъ познаній и большою начитанностію. Поэтому все свободное отъ служебныхъ занятій время я проводилъ съ нимъ почти въ непрерывныхъ бесѣдахъ. И что это были за бесѣды! Скажу только, что кромѣ пріятности времяпровожденія я многому научился изъ этихъ бесѣдъ, какъ человѣкъ, не обладавшій такими познаніями и такою начитанностію, какъ Р.
Адріанъ и Наталія въ темницѣ.
Вразумленіе у гроба святителя Петра.
(Изъ воспоминаній офицера).
Такъ шло время. Наступила Святая Пасха (Р. прибылъ въ нашъ полкъ около Рождества). Въ одинъ изъ дней Страстной недѣли я сталъ чистить свои образа,- благословеніе родительское, которыми я очень дорожилъ и считалъ всегда святою обязанностію самому ихъ чистить. Съ благоговѣніемъ принялся я за это дѣло. Въ это время входитъ Р. Мы поздоровались. Р. сѣлъ на стулъ, посидѣлъ немного молча, поглядѣлъ на меня и сказалъ:
- Охота, братъ, тебѣ заниматься пустяками? Только время тратишь! Ну, къ чему ты чистишь эти вещи?
Риза выпала изъ моихъ рукъ. Съ удивленіемъ посмотрѣлъ я на Р., думая, что онъ шутитъ; но лицо его было, какъ и всегда, серіозно, и я отвѣтилъ ему: Какъ къ чему чищу? и подробно разсказалъ своему