ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЗАДАЧА СТРОИТЕЛЬСТВА

С исключительным подъемом и воодушевлением отпраздновали народы Советского Союза XXII годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. К этой годовщине страна наша пришла с новыми грандиозными победами. Не только возросла экономическая, политическая и военная мощь СССР, но значительно расширилась и его территория: в семью советских республик влились освобожденные нашей доблестной Красной армией Западная Украина и Западная Белоруссия. Капиталистический мир угнетавший народы Западной Украины и Западной Белоруссии, вынужден был потесниться и уступить здесь место социализму.
Замечательные итоги эти еще более укрепляют в нашей стране блок коммунистов и беспартийных, которому предстоит 24 декабря на выборах в местные советы трудящихся продемонстрировать свое несокрушимое сталинское единство. Осветить наши победы перед избирателями, разъяснить трудящимся, какие грандиозные задачи поставлены перед страной в третьей пятилетке, популяризировать, в частности, наши достижения в строительстве и в архитектуре, воплощающие сталинскую заботу о человеке, принять самое активное участие в организации и проведении выборов — священная большевистская обязанность каждого архитектора.
Огромный политический подъем, наблюдающийся в стране, обязывает каждого архитектора еще более улучшить свою архитектурно-строительную работу, мобилизовать все силы и способности на выполнение заданий партии и правительства. XXIII год Великой социалистической революции, в который мы вступили, будет вместе с тем третьим годом третьей сталинской пятилетки. Нельзя забывать, что строители и архитекторы несут политическую и деловую ответственность за реализацию грандиозной строительной программы третьей пятилетки. А это прежде всего означает, что от них требуется энергичное выполнение постановления XVIII съезда ВКП(б) о решительном внедрении скоростных методов строительства,
Можем ли мы сегодня утверждать, что скоростные методы широко применяются в нашей строительной практике? Нет, не можем, несмотря на то, что скоростное строительство сделало после съезда партии некоторые успехи. Надо прямо признать: скоростное строительство резко отстает от грандиозных задач, поставленных перед строителями и архитекторами партией и правительством. Устранение этой диспропорции, подтягивание скоростного строительства на уровень требований третьей пятилетки является основной целью созываемого в декабре очередного пленума всесоюзного правления Союза советских архитекторов.
XVIII съезд партии подчеркнул, что для внедрения в строительную практику скоростных методов «требуется развитие строительной индустрии,
всемерное укрепление территориальных строительных организаций, превращение строительной индустрии из отстающей в передовую отрасль народного хозяйства, с широким развитием комплексной механизации и применением стандартных строительных деталей и конструкций, построив необходимые для этого предприятия». Два наркомата призваны осуществить это требование партии и тем самым создать максимально благоприятные условия для успешного развития скоростного строительства: наркомат по строительству и наркомат строительных материалов. Мы вынуждены, однако, констатировать, что сделано еще недостаточно, И) если дальше работа будет проходить (подобными темпами, тс скоростнее строительство будет поставлено под весьма серьезную угрозу. Особенно плохо, что наркомат строительных материалов, на обязанности которого лежит изготовление строительных деталей и сборных конструкций, попрежнему ведет это дело в отрыве от архитектурных проектных мастерских, без надлежащего участия со стороны архитекторов. Не заметно также, чтобы этот наркомат широко развернул новые предприятия строительных деталей и конструкций, спрос на которые не удовлетворяется сейчас даже в малой степени.
Пленум правления Союза советских архитекторов должен будет подвергнуть серьезной критике работу обоих наркоматов с точки зрения конкретных нужд нашего скоростного строительства и на основе того опыта, который возможно заимствовать из-за границы. Поскольку дело идет об обеспечении строительства комплексной механизацией и высококачественными строительными деталями и конструкциями заводского изготовления, к работам пленума привлечены также инженеры-строители, специалисты по производству строительного оборудования, работники заводов, изготовляющих строительные детали. Такой синтез архитектурной мысли с инженерией не только поможет правильному решению вопросов, стоящих перед пленумом, но положит также начало дальнейшей совместной работе архитекторов с инженерами, столь необходимой для широкой организации скоростного строительства.
Было бы, однако, большой ошибкой полагать, что в условиях недостаточного еще развития заводского производства строительных деталей скоростное строительство применяться и развиваться не может. Имеющийся опыт скоростного строительства решительно опровергает этот ошибочный взгляд, довольно широко распространенный среди строителей И архитекторов и порождающий нерешительность в переходе на скоростные методы строительства, некий род «боязни» скоростных методов. Вытравить эту боязнь из сознания строителей и архитекторов — одна из важнейших задач пленума.
В основе этого неправильного представления лежит