прежде всего недооценка организационной стороны строительства. Известно, что даже при наличии машин и деталей плохая организация работ на строительной площадке может свести на-нет все их значение. И, наоборот, при недостатке машин и деталей заводского изготовления хорошая организация работ может дать высокий скоростной эффект. Если нельзя добиться со складов строительной промышленности готовых деталей, их надо изготовлять на строительной площадке, но заготовлять заблаговременно, чтобы без задержек затем приступить к сборке и монтажу их. Успех дела здесь целиком решается рациональной организацией производственных процессов. Как известно, большой эффект в смысле скоростности дает применение поточной системы, важнейшим элементом которой является разработка и соблюдение твердого графика работ. Для применения поточно-скоростной системы совсем не требуется одновременно строить несколько десятков зданий, как это думают некоторые. Поточные методы применимы и при возведении отдельных зданий, надо только тщательно продумать последовательность работ и хорошо подготовить все звенья производственного процесса.
Боязнь скоростных методов питается также недооценкой значения простейшей механизации и рационализации производственных процессов. Применение всевозможных двигателей, которых теперь много не только в городе, но и в деревне (например, двигатели тракторов), устройство ленточных и всяких иных конвейеров, использование лебедок и прочих приспособлений может значительно увеличить быстроту работ. Пренебрежение простейшей механизацией — это заскок, который можно приравнять к причинившему в свое время немало вреда в сельском хозяйстве игнорированию лошади, когда на колхозных полях появилась тракторная тяговая сила.
Скоростное строительство по-новому поставило проблему проектирования, сосредоточив внимание архитекторов на типизации отдельных зданий, секций и деталей. Мы уже имеем опыт типового проектирования в области промышленных сооружений, школ, детских садов, яслей. У нас имеются уже и стандарты ряда деталей, утвержденные Наркомстроем. Это значительно облегчает задачу скоростного строительства. Конечно, наши типовые проекты и стандарты далеко не совершенны, их надо улучшать и улучшать. Особого внимания требует к себе проектирование жилых зданий для скоростного строительства. В этой области необходимо бороться с предрассудками, довольно прочно укоренившимися в архитектурной среде. Один из таких предрассудков—мнение, будто типовое проектирование и скоростное строительство исключают или «прибедняют» архитектуру. Мнение это связывается с требованием экономичности и массовости строительства. Нет нужды доказывать, что подобные взгляды на архитектуру как на предмет роскоши, создание которой якобы возможно при условии безудержных трат, — привнесены к нам из прошлого, когда о массовом строительстве не могло быть и речи и когда архитектор должен был потрафлять вкусам богатых обладателей дворцов и особняков или требованиям домовладельцев. Такие взгляды на архитектуру ничего
общего с нашей современностью не имеют. Массовое строительство должно иметь свое архитектурное лицо и притом должно отличаться высокими архитектурными достоинствами, но эта архитектура должна быть простой, ясной, как проста и ясна структура нашего социалистического общества. Создание такой архитектуры требует бережного отношения к народным деньгам. Недопустимо, например, что при строительстве скоростных домов на Калужской ул. в Москве сборный железобетон обходится втрое, а дверь в два с половиной раза дороже, чем должны бы стоить при экономном подходе к строительству.
Улучшение проектирования должно коснуться и рабочих чертежей, которые до сих пор еще не приспособлены к особенностям скоростного строительства. Поскольку при скоростных методах решающей является сборность конструкций и деталей, необходимо наряду со строительными рабочими чертежами иметь также монтажные чертежи. Иначе говоря, наши рабочие чертежи должны приблизиться по характеру к чертежам, принятым в машиностроении.
Наряду с развертыванием скоростного строительства жилых домов городского типа необходимо обратить внимание на развитие малоэтажного пригородного строительства, куда еще совершенно не проникли скоростные методы. Между тем, в малоэтажном строительстве могут применяться самые современные способы скоростного строительства, вплоть до изготовления целых домов на заводах с последующей затем сборкой их на месте застройки. Возводить небольшие дома, заготовленные заводским путем, значит — строить их быстро, сдавать в эксплоатацию быстро и заселять быстро, что, несомненно, будет способствовать скорейшему разрешению жилищной проблемы.
Борясь за развитие скоростного строительства в данных конкретных условиях, мы не должны забывать что основа основ скоростных методов—это высокая комплексная механизация, увязанная с поточными методами работы и с типизацией .и стандартизацией в проектировании, с широким развертыванием заводского производства -строительных деталей, конструкций и целых домов. Сюда должно быть направлено главное внимание пленума правления Союза советских; архитекторов. На пленуме необходимо обсудить планы наркоматов по обеспечению скоростного строительства комплексной механизацией и строительными деталями и конструкциями. Не может пленум обойти молчанием и то обстоятельство, что орган Наркомстроя и Союза советских архитекторов «Строительная газета» очень слабо борется за скоростное строительство, являющееся центральной задачей строительства третьей сталинской пятилетки.
Решения пленума должны стать поворотным моментом в работе архитекторов по скоростному строительству. Они должны сосредоточить внимание строителей и архитекторов на выполнении постановлений XVIII съезда партии, которые являются знаменем всей нашей работы в третьей сталинской пятилетке.