ОБЖИТАЯ ПУСТЫНЯ 
С. ФРИДЛЯНД
Специальный корреспондент «Огонька»
Бесплодная, опаленная зноем и суровыми ветрами земля... Недвижны желтые волны сыпучих песков. Маленькой, затерянной кажется геологическая партия, одна из многих, работающих на просторах Западного Туркменистана.
Нелегко здесь людям и даже машинам. Мощный трактор с трудом тащит на буксире сейсмическую станцию. Но разведчики упорно пробивают дорогу вперед в поисках нефти, скрытой глубоко под землей.
Во временный лагерь доставлены сложное оборудование, спальный домик, продовольствие и питьевая вода; начинается разведка.
Тишину пустыни нарушают оглушительные взрывы. Тонны песка вздымаются в воздух. Из толщи земли поступают сигналы, которые улавливаются сейсмическими приборами.
Геофизики рассматривают полученную сейсмограмму. На ней записано, что «увидели» приборы в недрах пустыни.
В самом центре солончаковой пустыни Келькор поднялись нефтяные вышки Небит-Дага и Кум-Дага.
Выросли кадры нефтяников Туркмении. Они пришли сюда со всех концов страны и по-хозяйски обосновались в новых, не обжитых до них местах. Уважением пользуется мастер подземного ремонта Каратай-Кули Нияз Курбанов. Первый промысел, на котором он работает, завоевал в социалистическом соревновании знамя Совета Министров СССР.
А вот и сам город Небит-Даг.
Строители заботливо отодвинули его от промыслов к подножию Большого Балхана. Они проложили широкие асфальтированные улицы, возвели светлые дома. Щедро снабженный пресной водой, город украшен невиданной здесь зеленью бульваров, парков и садов.
Озеленены почти все кварталы города. Белая акация, карагач, ясень, клен, живые изгороди из маклюры... За несколько лет высажено и отлично прижилось около полумиллиона деревьев и кустарников.
Дальше, в еще не обжитую пустыню продвинулись походные лагери разведчиков. А здесь, в городе, люди обосновались на долгие годы. Удобно оборудованы квартиры нефтяников, тут есть все, вплоть до газовых колонок в ванных комнатах.