НОВЫЙ ЗРИТЕЛЬ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Орган Моск. Губполитпросв. и Управ. Моек. Зрелищ. Предприятиями
№ 28 (131) Москва, Каретный ряд, 3. Помещение „Эрмитаж . Тел. 1-20-73 № 28 (131) 13 июля 3-й год издания 1926 г.
Пути революционного завоевания театра
—— „Необходимо поставить в практической форме вопрос об использовании театра для систематической массовой пропаганды .
(Из постановлений 12 съезда Компартии).
Театральное зрелище—не только средство забавы, но и воспитания массы, массовой агитации и пропаганды.
Сколько бы и как бы красноречиво не противопоставляли этому определению слуги и самые искуссные жрецы театра „художественную объективную правду , как единственный критерий, от этого основного агитационно - пропагандистского значения театра, им не уйти. Это также верно, как нельзя искусству и науке уйти от экономических возможностей, от культурного уровня эпохи, от неумолимой политической реальности, от живой жизни. Наоборот, как раз в степени совпадения театрально-художественной правды, с подлинными интересами и запросами масс, всегда сгущенно выраженными в агитационном, революционном лозунге, и заключается мерило подлиннопрогрессивного, революционного, массового театра.
Это, к сожалению, не означает невозможности для театра, как для всякого массового зрелища, агитировать даже сейчас (не говоря уже о нынешнем зарубежном театре буржуазии и дворянства), за антинародное, реакционное, контр-революционное. Театр имеет могущественные возможности воздействия на эмоциональный мир чувствований, инстинктов, имеет верные способы „навязывать массе даже явно вредные, невыгодные, враждебные ее классовым интересам вкусы, настроения, симпатии, в конечном же ито
ге—идеи. Что означает в этих случаях работа театра? Грубо говоря—облеченный в формы художественного правдоподобия массовый обман, достигаемый целой системой приемов театрального внушения, в этих случаях напоминающего работу церковно-театрального аппарата по „уловлению душ , в целях отрыва масс от реальной жизни и искажения ее под видом изображения „высшей небесной (объективной) правды .
Построенное на ясно - провозглашенной классовой основе, переходное государство пролетариата, ведущее в тысячах форм, боевых и мирных, борьбу со старым, искусно маскирующимся классовым миром угнетения совлекает, в процессе своей революционной работы, маски также и с орудий идеологического воздействия на массы, будь то наука, религия или театр.
Отсюда огромное обострение кризиса театра в революционную эпоху. Этот кризис дает себя чувствовать, как один из признаков социальной бури, уже в момент изживания и приближения падения старого политического строя, когда массовый зритель, даже не принадлежащий к революционным классам, начинает смутно искать чего то нового, отворачивается от старых форм и старого содержания театра, служившего рушащемуся миру и не умеющему ответить на „проклятые вопросы . Кризис дореволюционного театра в России и бедность театрального содержания и форм в нынешнем театре за рубежем—достаточно об этом свидетельствуют. Но если так бывает накануне революционных потрясений, то величайшая и открытая ломка, начинается в дни и годы открытой революционной борьбы, хотя бы эта борьба шла даже в самых мирных по