Рисунок Сангурского.
волки
Синий снег опутал елку.
Ночь, как яма, глубока... Припекло бродяге-волку Лютым холодом бока.
Бродит серый вдоль дороги, Подтянул к спине живот...
— Донесли бы только ноги До Трофимовых ворот!
— У Трофима есть овечка: Приглядел ее давно.
И бежать-то недалечко — Из кустов, через гумно.
— Только-б чортовы дворняги Не вцепились во дворе... Да охотники-деляги Не убили на заре! —
До селенья, по суметам Легче пуха волчий бег.
Вот и хлев. Влезай с почетом: Вместо крыши — пара слег.
Волк нюхнул. Влезать? Осечка!.. Даже екнуло в боку: Уплыла его овечка
От Трофима к кулаку.
Так и знал бродяга серый: Перебьет кулак тропу...
Получил он полной мерой За зерно и за крупу.
Полной мерой да с процентом: Все, что любо, выбирай. Да, уж этим элементам — Не житье, а прямо рай.
Ни облав на них, ни ружей, Полыхающих огнем...
Те же волки, даже хуже, А хозяйничают днем!
Синий снег окутал елку, От луны — в лесу светло. Тяжело бродяге-волку — Ропщет серый на село:
— Не понять людской повадки, Хоть живьем ложись в сугроб: Одному кусище сладкий, А другому пуля в лоб?..
Ап. Григорович.
ПЕРЕПИСЬ
Началось это вот с чего.
Председатель сказал в сельсовете секретарю:
— Всесоюзная перепись приближается. Надо подготовить списки жителей нашего села...
Кулак Растудыкин, пришедший за справкой, услышал эти слова и с ехидной усмешкой пощипал свою козлиную бороденку...
В этот вечер он долго шептался с попом.
— Покажу я им перепись! Хе, хе! Отплачу им сполна за то, что этакий налог с меня содрали, черти сельсоветские!.. Благословляешь, отец?
— Благославляю, чадо. Думаю, что и мне, многогрешному, от сего кое-что перепадет. Но только осмотрительно действовать надо — не влопаться-бы!
— Не влопаюсь. Хе-хе! Я ведь только слушок незаметно пущу, а кумушки мигом раздуют и разнесут. На это их взять! Из блохи верблюда состряпают. Хе-хе-е!
Оба долго и весело хихикали...
Встретив у колодца тетку Агафью, Растудыкин огляделся и шепнул ей:
— Беги домой, мать: запрятывай, что можно. Перепись людей и всего имущества начинается. Для пущего обложения налогом придумали!
Агафья уронила ведра и всплеснула руками:
— Ахти, матушки! Неужто так все и обложут опять?
— Все до последней куры! Но... тссс! — никому ни слова. Я тебе по секрету сказал.
Через минуту Агафья бомбой влетела в избу тетки Матрены и выпалила:
— Слыхала, кума? Всех людей и кур переписывать начали! Для обложения. А может, и для войны.
— Как для войны? — и тетка Матрена от испугу даже на кошку села. — Да зачем на войне куры? Не яйцами же стрелять будут!
— А наука на что? Говорят, такой способ нашли, чтоб куры несли не яйца, а пушечные ядра. Но только никому — ни гугу! Я по секрету сказала.
Тетка Матрена впопыхах накинула на голову вместо платка скатерть и бросилась к соседке.
— Перепелиха, слыхала? Всех людей со всей требухой переписывают. Имущество финагенты себе заберут, а людей, говорят, на войну в Китай. Ох-хо-хо! Видно, много лишних людей развелось — убавить хотят. Но ты, помалкивай, потому мне по секрету сообщили. Ну, побегу дальше рассказывать!
Перепелиха в свою очередь кинулась избу Пузыриных.
— Слыхали? Людей переписывать начали. Так как много чересчур их на земле развелось, то сокра
щать будут. Которые по переписи лишними окажутся, — в тюрьму посадят, а может, и под расстрел.