НА ЗАРАБОТКАХ
У стола ответственного работника губисполкома стоит приземистый и худощавый парень в потертом полушубке и длинноухой заячьей шапке. На лице парня написано упорство и сознание собственного права. Почесывая пальцами небритый подбородок, парень в пятый раз говорит;
— Так что окончательно прошу... Погибать мне, что-ли? Меньше пяти рублей никак не обернуться. Дорога да харч, тоже с пустыми руками и домой не явишься. Прикажите выдать!
— Не могу я, — в пятый раз убеждает ответственный работник. — У нас и сумм таких нет. Ну, на каком основании я разрешу вам выдачу? Кто вы такой?
— Вона, — удивляется парень, — на каком основании! кто такой! Я ж вам, как дельному, объясняю: на заработки пришел, прохарчился, ну, назад хочу податься, потому не выходит мне места. Что-ж, я пешком пойду сто двадцать верст, что-ли?
— Так ведь я вас не вызывал! — волнуется работник. — Ведь всем известно, в городе мест нет. Не можем же мы всех возить взад-вперед на народный счет.

— Зачем всех? — объясняет парень. — Всех нельзя, а я один. Небойсь, на фронт бесплатно катали, а Теперь — я не я и лошадь не моя. Что-ж мне, от голоду здесь подыхать?
— С голоду помирать не надо и приезжать не надо было, надо было раньше думать. — Да ведь я-то тут!
— Вы-то тут, да мы-то вам помочь не можем. Мы под отчет работаем, понимаете? Мы вам выдадим, а завтра нас за это под суд: растрата народных средств!
— А если я сейчас в обморок с отчаянности хлопнусь и пена изо рта, тогда как? — спрашивает парень. — И тогда никак не могу!
— Значит, выходи от вас из подъезда — и пускай Пулю в лоб, Так что-ли?
Ответственный работник пугается. На лице его — мрачное раздумье;
— Ну вас, еще в самом деле из-за пятерки глупостей наделаете! Дал бы вам эту пятерку да у самого ни копейки. Поймите-ж! А из кассы нельзя.
— Значит, так и делай: выходи из подъезда — и пулю. Да, В молодых-то годах. Полный сил, как говорится. Эх!
Ответственный работник — человек добрый пугается еще больше:
— Ну, разве вот что. Только, чтоб не говорили, что мы какие-то бюрократы... Вот вам записка в кассу: пущай выдадут из моего жалованья.
— Из нашего жалованья не хочу, — упирается парень. — Это что-ж, в роде милостыни, выходит?
— Что вы, какая милостыня. Товарищеская помощь.
— Ну, то-то. Разве что товарищеская! Давайте уж, Покуда кассир не ушел.
Выпроводив гостя, ответственный работник облегченно вздыхает, садится за работу, мимоходом глядит на ручные часы — и вспоминает:
— Ах, леший задери... Совсем позабыл с этим ненормальным: у меня-ж совещаньице в земотделе!
Через десять минут, перемахнув наискосок площадь, он входит в земотдел, подходит к кабинету заведующего, берется за ручку двери — и вдруг за
стывает, прислушиваясь. Из кабинета доносятся два голоса,
— Поймите, — говорит густым басом заведующий, — мы учреждение бедное, на народные деньги живем, каждый грош на учете. Какое право я имею выдать вам пять рублей? Вас напрасно ко мне впустили.
— Значит, что-же, — звенит в ответ знакомый слезный голос парня. — Приехал в город на заработки, работы нет, так тут у вас с голоду подыхай? Дорога-то сколько стоит? Опять же и без подарков нельзя.
— Не могу!
— Значит, выходи из подъезда — и на фонаре вешайся? В молодых-то годах? Эх!
— Поверьте, прав не имею! Ассигновок таких нет.
— Понимаю, конечно; прав нет! денег нет! Один мне теперь конец: с разбега да в прорубь. Хорошо хоть река у вас под окошком. Ходить недалеко.
Ответственный работник через дверь слышит, как тяжело вздыхает заведующий земотделом. Через секунду заведующий говорит:
— Ну, вы, как вас там, не отчаявайтесь. Я сейчас секретарю скажу, пусть сбор сделает по учреждению в вашу пользу. Вот и мой рубль.
— Это что-ж, в роде милостыни? — упирается парень.
— Что вы, какая милостыня. Просто, помогаем. — Ну, то-то, что помогаете. Зовите секретаря скорей, а то мне еще в одно место попасть надо. Рубль-то ваш... стертая бы ровно бумажка! Всюду возьмут?
Ал. Григорович.
ВЫБОРЫ
Отзвонил докладчих лихо
Свой доклад про „достиженья . Стало жутко... Стало тихо...
Шутка-ль — выборы правленья.
Председатель крякнул басом;
— Проявляй народ активность!..
Список: Прохор, Тихон с Власом... Кто там лезет... в супротивность?..
Кум Егор — мастак в работе...
Что?.. Свой список есть?.. Похерьте!.. Стой!.. Куда-ж вы к двери прете, Несознательные черти!..
М. Андриевская.
СКРОМНЫЙ ЛАВОЧНИК
(Сказочка)
Жил был лавочник. Горько лавочник плакал, что у него земли нет. Пожалел лавочника сельсовет; отпустил ему земли, сколь полагается по наделу.
— То-то, — думает, — радуется, сердечный! Пойду погляжу.
Приходит, а лавочник вдвое против прежнего заливается:
— К этой бы, — говорит, — земле да даровые бы руки... Мои-то, сам можешь понять, до нее не доходят...
М. В.