ПРЕДИСЛОВИЕ
Работа советских фольклористов в области изучения русского эпического творчества ознаменовалась в последние годы выходом в свет больших собраний новых былинных записей.
«Былины Пудожского края», дающие 70 новых текстов, по богатству материала должны быть поставлены в один ряд со сборниками «Былины М. С. Крюковой» и «Былины Севера». В то же время эта книга представляет новый, третий тип современного былинного сборника. Задачей первого из названных изданий было дать исчерпывающий репертуар одного выдающегося сказителя; «Былины Севера», охватившие несколько былинных очагов, дают общую картину эпической традиции Севера в определенный период времени; «Былины Пудожского края» сосредоточивают внимание на узкоограниченном районе, выделяя в нем наиболее характерные, яркие, своеобразные явления.
Исследование местной специфики в области русского эпоса, изучение местных художественных школ — одна из задач современной фольклористики. Пудожский район, которому посвящена книга, и в прошлом был известен, как один из главных очагов былинного творчества. Некоторые из пудожских мастеров былины — Никифор Прохоров, А. П. Сорокин — вошли в литера
туру наравне с кижскими сказителями Т. Г. и И. Т. Рябиниными, И. А. Касьяновым, Абрамом Чуковым. Однако, в полной мере об особенностях эпического творчества Пудожского края нельзя было судить, так как вследствие малой доступности этого глухого района для собирателей мы имели сравнительно небольшое количество материала. В настоящее время советская фольклористика получает новое значительное собрание из того же района, которое обогащает наши представления о пудожской былинной традиции.
В лице некоторых представленных в книге исполнителей мы находим учеников и преемников сказителей времени Рыбникова и Гильфердинга. Сравнение новых текстов с их источниками поможет уяснить основные черты пудожской школы мастеров и осветить процессы воссоздания воспринимаемых от старшего поколения эпических произведений.
Но особенное значение представляет то обстоятельство, что эти новые пудожские тексты являются записями самых послед