ные формы единого процесса. Мы должны уметь развертывать наш сюжет в его жизненной действительности, динамичности. Для этого необходимо отыскать те движущие силы, на основании которых совершается движение истории. Это есть классовая борьба. Поэтому художник должен подходить ко всякому явлению с точки зрения классовой борьбы, должен раскрыть в нем конкретные формы классовых противоречий. Но художник должен раскрыть эти моменты классовых противоречий не с какой-то «сверхобъективной» точки зрения, а партийно, классово, должен сам иметь определенную установку и выявить эту установку — должен давать в своем творчестве классовую оценку тем процессам, которые он перед нами развертывает.
И если он имеет эту классовую установку, выявляет свою классовую оценку, тогда он, естественно, будет показывать и подчеркивать ведущие моменты в трактуемых им противоречиях, т. е. всегда будет иметь перед собой определенные перспективы, которые совпадают с перспективами нашей общей борьбы за социализм. Чтобы суметь показать конкретную действительность в ее движении и явления этой действительности в их связи, необходимо будет отказаться от довлеющей еще у нас случайной замкнутой трактовки в себе замкнутых эпизодов, переходящих часто в идиллию. Это, конечно, не означает, что мы должны вообще отказаться от изображения эпизодов, давая какие-то туманные общности, схематизацию действительности, а означает, что эпизод мы должны трактовать как момент единого общего и что мы должны раскрыть многосторонность и связи «эпизодов», т. е. отдельного. Следовательно, эмпирический, аналитический и т. п. показ отдельного должен возвыситься до синтетического образа диалектически трактованного общего через отдельное, в отдельном и наоборот.
Наконец, построение образов пролетарского искусства, материальное выражение этих образов должны быть очищены отвсяких канонов, установок и «приемовиспользуемого нами художественного наследства, от случайностей и индивидуальных настроений, от сплошного сенсуализма (импрессионизм), от засилия будто бы объективных законов построения вещи, предмета, человеческого тела (сезаннизм, кубизм), от нормировки будто бы вечных биологических законов восприятия (пуризм, супрематизм), от рабского подражания как природе (натурализм), так и принципам технических построений (конструктивизм), от самодовлеющего психологизма и от изолированного раскрытия отдельных явлений и предметов (психологический и анали
тический реализм) от засилия канонов, «непостигаемых образцов (классицизм). Как уже говорилось, диалектический метод требует критической проверки и творческого преодоления всех, наследованных нами, стилистических достижений, причем проверки не в лабораторно-экспериментальном порядке, а на практике, всеми нитями связанной с актуальными задачами нашего сегодняшнего дня.
Тезис 8. Поскольку от пролетарского художника требуются раскрытие и выявление ведущих моментов, прогрессивно-ведущих тенденций, заложенных в нашей действительности, он будет выявлять, подчеркивать те социалисти
ческие элементы, те элементы социализма, которые уже имеются в наших социалистических предприятиях, колхозах, совхозах, в нашем быту. Поэтому, говоря о том, что творческий метод пролетарского искусства есть не метод отвлеченного созидания, не метод лабораторных исканий, а метод борьбы за гегемонию пролетарского искусства, надо прибавить еще и то, что одновременно он есть и метод победы социалистических элементов в этом искусстве. и. Маца
От редакции: Тезисы т. Маца помещаются как дискуссионный материал.
Бартель Гиллес
На баррикадах