ИСКУССТВО В МАССЫ
ЖУРНАЛ АССОЦИАЦИИ
Xудожников РЕВОЛЮЦИИ
ДЕКАБРЬ 1930 № 12 (20)
НА ДВА ФРОНТА
Проект платформы для консолидации пролетарских сил на изо-фронте, предложенный фракцией ВКП(б) АХР, ОМАХР и ОХС, конечно, имеет не мало недостатков, неточностей, шероховатостей. Но надо считаться с тем, что это первый документ, выдвигающий практическую основу для консолидации. Это первый документ, выработанный одной из пролетарских групп, отталкивающейся со всей решительностью от установок, несущих печать чуждых классовых влиянией, решительно преодолевающей их в своих новых установках.
Этот документ следует обсуждать, уточнять, дискуссировать. Уточнение и обсуждение его тем более необходимы, что составители проекта — художникипрактики, не имеющие высокой квалификации в составлении деклараций и не претендующие на разрешение своими силами всех проблем и вопросов в области искусства.
Конечно, мы ждем критики проекта платформы не с групповых и не с формалистских высот, а с принципиальных позиций марксистского искусствоведения, с партийных позиций.
Наконец, крайне необходимо, чтобы не затемнялось спорами „по поводу и критическими рейдами в область третьестепенных вопросов — основное, первостепенное, важнейшее в этом документе.
Что же основное в тезисах (платформе) фракции АХР, ОМАХР, ОХС?
Основное в том, что комфракция АХР со всей настойчивостью выдвигает в порядок дня организацию Ассоциации пролетарских художников и дает конкретные установки, принципиальную основу для этого. Ибо консолидация пролетарских сил должна произойти не в результате механического сложения пролетарских групп, а только на строго принципиальной основе.
Каковы же основные моменты этой принципиальной основы для консолидации пролетарских сил на изофронте?
Эти моменты следующие:
Классовая четкость. Неразрывность с революционной теорией и революционной практикой пролетариата.
Непримиримая борьба с чуждой идеологией и чуждыми творческими установками.
Решительная борьба на два фронта. Последовательная и исчерпывающая самокритика. Чтобы показать, что проект декларации в основном
дает именно принципиальный материал для консолидации пролетарских сил, обратимся к тексту:
„Мы считаем единственно правильным критерием в оценке положения на изо-фронте, в разборе творческих позиций отдельных групп, документов и фактов жизни изоискусства диалектико-материалистический метод и критерий классовой борьбы и революционной практики пролетариата .
„Не ленинским, неверным, оппортунистическим нужно считать взгляд на наш переходный к социалистическому обществу период, как на период постепенного затухания классовой борьбы. Это — капитулянтская, разоруживающая пролетариат перед лицом мировой буржуазии и кулачества установка. Ибо реконструктивный период характерен именно усилением и обострением классовой борьбы на всех участках нашего строительства и социалистическим наступлением пролетариата .
Буржуазные влияния сказываются в пролетарском секторе искусства в различных формах пленения буржуазной идеологией, в различных чуждых нам установках и в чуждой практике.
„Так бывает, когда некоторые наши товарищи не видят происходящей на фронте искусства классовой борьбы, не видят активизации чуждых нам буржуазных обществ, групп и художников, не видят роста нового пролетарского искусства .
„Так бывает, когда под видом работы с попутчиками вообще оппортунистически смазывается борьба с классово чуждой нам идеологией и ее конкретными носителями, когда наши товарищи не видят происходящей диференциации попутничества, подходят к нему (попутничеству. Ред. ), как к явлению неизменному, забывая, что, расслаиваясь, попутничество одной своей частью переходит на сторону буржуазии“.
„Так бывает, когда те или иные товарищи попадают в плен „высокого мастерства большого буржуазного художника, в плен эстетства, не замечая подлинно классового, активно враждебного лица его, не замечая классово враждебного влияния его на пролетарские кадры .
„Так бывает в случаях оппортунистического искажения марксизма-ленинизма; так бывает, если на том или ином участке нашими товарищами не дается своевременного и сильного отпора чуждой идеологии, чуждым творческим системам и чуждой практике . „Кто не понимает, что путь пролетарского искус