ства — путь острой классовой борьбы, тот играет наруку врагам рабочего класса .
Со всей решительностью фракция АХР, ОМАХР и ОХС призывает пролетарский сектор изо-фронта координировать действия для отпора буржуазному искусству и буржуазному влиянию в творчестве попутчиков.
„Под лозунгами вечной красоты , „вечной правды , „абстрактного качества , уходя корнями в прошлое и те стороны настоящего, которые мы зовем буржуазной стихией, в советской стране все еще процветают чуждые идеалистические, буржуазные творческие установки .
„Видя свое классовое поражение в успехах нашего наступления, боясь диалектики нашей действительности, буржуазные художники уходят от нее в кусты пейзажа, под крыло натурщицы („репинцы , „куинджисты , „индивидуалисты , большинство ОМХ и др. ), либо маскируются в защитный цвет буржуазного фронта — формализм („4 искусства ) и под лозунгами „качество превыше всего бегут в мир теней и абстракций. Если же они, отрицающие советскую действительность, берутся за советскую тематику, то искажают ее в своем классовом зеркале и дают, в сущности, реакционные и карикатурные образы нашей борьбы и строительства.
Здесь, в этой среде, сохранившей в значительной полноте идеологию прошлого, выражающей в настоящем сопротивление капиталистических элементов и кулацкой стихии социалистическому строительству, (и, конечно, в самих остатках капиталистических отношений) — корни правой опасности на фронте изоискусств.
„Недостаточность отпора этим группам, с их ярко выраженной чуждой идеологией, говорит о недостаточной активности и недостаточной организованности пролетарского сектора изоискусства. В этом — определенная правая опасность .
Некритическое следование образцам буржуазного искусства, неумение преодолеть их отрицательное влияние — также конкретное проявление правого оппортунизма, пленения буржуазной идеологией.
Сюда, по правой опасности в рядах пролетарских художников, надо сосредоточить самый сильный огонь. Ибо и в области искусства правая опасность —- главная опасность.
„Почему правый уклон является теперь главной опасностью в партии. Потому, что он отражает кулацкую опасность, а кулацкая опасность в данный момент, в момент развернутого наступления и корчевки корней капитализма, является основной опасностью в стране . (Сталин).
Лишним доказательством верности этого положения и для участка искусств нужно считать правооппортунистическую вылазку на собрании по перевыборам месткома изо от 20 ноября 1930 г. художника коммуниста Григорьева. В своем выступлении Григорьев, затушевав политическое значение доклада о промпартий и смазав сущность классовой борьбы (Григорьев видит только „грызню формальных направлений) и диференциации попутничества, требовал полного объединения всех художников, выступал против „засилья художнического молодняка и т. д. АХР, как крупнейшая из попутнических организаций, конечно, не может быть изъята из числа художественных объединений, в которых правая опасность находит достаточную питательную среду. Колеблющиеся мелкобуржуазные попутчики АХР, как и
попутчики других объединений, сами — плацдарм классовой борьбы. В каждом из них борется новая идеология со старой, и каждая идеология находит соответствующую почву, социальное основание и поддержку в одном из двух борющихся социальных укладов: социалистическом или капиталистическом. И чуждая идеология, выражающая напор капиталистических элементов и кулачества, сплошь да рядом проглядывает в отдельных творческих установках тех или других работ попутчиков, отвоевывает целиком некоторых из попутчиков и сказывается, как крен вправо, на установках пролетарских художников попутнических организаций, в том числе и АХР.
....... тем решительнее надо бороться с правой опасностью в рядах пролетарских кадров. Часть пролетарского коммунистического сектора АХР еще до сих пор не поставила вопроса об увязке своих творческих поисков с практикой классового строительства, тематика остается зачастую пристегнутой к произведению .
„Пассивизм является основной творчески-политической опасностью для нас. Вместо действенного показа в своих произведениях рабочего класса, осуществляющего строительство социализма, переделывающего весь мир и самого себя, мы видим часто пресловутый „индустриальный пейзаж — натуралистический хаос из кусков машин и людей. Рабочие выступают не как хозяева производственного процесса, а как части живописного интерьера. Мы имеем часто неглубокое проникновение в действительность, показ ее снаружи, а не раскрытие ее основных, ведущих тенденций...
„По этой правой опасности в наших рядах мы должны беспощадно бить. Только действительное преодоление правой опасности сможет вывести нас на путь создания политически-действенного искусства .
Пролетарское ядро АХР вступило в эту полосу решительной борьбы с враждебными идеологическими влияниями, чуждыми творческими установками и чуждой практикой. Пролетарский сектор АХР пересматривает свои установки, уточняет позиции, непримиримо борется с пассивным натурализмом, снимает лозунг „героического реализма и заменяет лозунг „искусство в массы лозунгом „за пролетарское искусство .
„Лозунг „героический реализм не является для нас ни творческим лозунгом и, тем более, ни творческой установкой, ни творческим методом, ни ориентировкой на пролетарский стиль .
„Ахровским лозунгом „искусство в массы пролетариату отводилась роль потребителя искусства, в то время как теперь вся наша революционная практика выдвигает пролетариат массовым организатором и руководителем реконструкции на всех участках социалистического наступления .
„Лозунг „искусство в массы , закономерный для восстановительного периода, но не охватывающий сегодня задач культурной революции и реконструкции искусства, мы заменяем лозунгом „ЗА ПРОЛЕ ТАРСКОЕ ИСКУССТВО .
Последовательная и решительная самокритика, борьба с правыми установками и „левыми загибами, борьба с чуждой идеологией, борьба за революционного попутчика, — все это является большим шагом вперед для пролетарского ядра АХР и серьезнейшей предпосылкой создания Ассоциации пролетарских художников.