Но „задача состоит в том, чтобы продолжать и впередь непримиримую борьбу на два фронта (Сталин).
Направляя главный удар направо по представителям мелкобуржуазного либерализма, необходимо со всей решительностью бить и „влево“, по теоретикам мелкобуржуазного радикализма, ибо мелкобуржуазный радикализм отражает в конечном счете (с иным социальным оттенком) такие же чуждые идеологические влияния. Только здесь чуждая враждебная нам идеология щеголяет „левым жестом и „левой фразой. Решительный удар в ту сторону имеет тем большее значение, что буржуазный радикализм в области искусства теоретически особенно активен и выработал цельную систему чуждых нам установок, хоронящих образное искусство, подменяющих идейность искусства технологизмом, решающих сообразно этому проблему культурного наследства и т. д.
В этом смысле очень характерен функционализм в архитектуре, выступающей до сих пор на правах стиля нашей современности.
„Узко технологически и механически понимающий сущность социалистического строительства, функционализм бессилен выразить глубокое социальное содержание соцстроительства, процессы переустройства человеческого общества, психологию восходящего класса, стремление в будущее .
„Функционализм должен быть нами разоблачен полностью, как форма идеологического сопротивления уходящего класса. Защиту функционализма партийцами нужно считать резко выраженной формой правого уклона. Беззубость по отношению к функционализму — яркое выражение примиренчества .
Но так как буржуазный „радикализм , выраженный в функционализме, сплошь да рядом подпирается мелкобуржуазным радикализмом „Октября , то борьба с неверными, чуждыми установками „Октября должна сопутствовать разгрому функционализма.
„Попутнический „Октябрь — эпигон „Лефа“ — собравший почти все его разгромленные кадры, не отказываясь на словах от идеологических задач искусства, стыдливо их полупризнавая, в то же время утверждает „реализм, делающий вещи , прикрывает чуждые диамату и марксистско-ленинскому мировоззрению пролетариата установки функционализма (ОСА), вытравляет идеологические моменты из области производственных искусств, зовет нас на выучку к эпохе „зрелого (?! ) капитализма (термин т. Маца), заявляя в своей декларации:
„Особенно важным для пролетарского искусства являются достижения последнего десятка лет, когда методы планомерного и конструктивнего подхода к художественному творчеству, утерянные художниками мелкой буржуазии, были восстановлены и доведены до значительной высоты . „Октябрь , собравший осколки „Лефа“, не пытается дать классового анализа искусства последного десятилетия загнивающего капитализма (империализма), видя в нем лишь элементы „планомерного (?! ) „конструктивного (?! ) подхода, в своем увлечении и переоценке искусства империализма не видя классово враждебной природы его, приписывает ему элементы плановости .
„Затемнение социальной функции искусства художниками Запада, ставшими на буржуазные позиции „искусства для искусства , на путь формотворчества, на путь „объективного, формально аналитического“ искусства, выдается апологетами искусства загнивающего капитализма за объективные надклассовые „методы планомерного и конструктивного подхода (не смахивает ли это на теорию „организованного капитализма ? )
Формалистская установка „октябристов обусловила и их художественно-политическую линию на изофронте. „Октябристы“ смазывают классовую борьбу на изо-фронте, не ставят перед искусством боевых классовых задач, путают до сих пор правое и левое в искусстве, подменяя правое и левое — в политическом отношении — понятиями формалистскими „Устанавливая в вопросах культурной преемственности и развитии искусства непрерывность с искусством „зрелого капитализма, идеологи „Октября забывают о прерывности, о том, что пролетарское искусство принципиально отлично от капиталистического и является отрицанием его так же, как наша действительность строящегося социализма является отрицанием капиталистической действительности .
„Октябрь “ идет на поводу у буржуазной культуры и, выбивая из рук пролетариата идеологическое оружие искусства, играет наруку врагам рабочего класса. „Мы утверждаем, что „Октябрь в теории и на практике выражает чуждую пролетариату идеологию, что пролетарская часть „Октября , его партийная часть, повинна в правом уклоне в теории и на практике, хотя бы этот уклон и проявлялся в „левой фразе . „Ибо установки, разоружающие пролетариат, выхолащивающие идейность, установки механистического порядка, никак не могут быть в своей сущности не оппортунистическими .
Мы считаем, что пролетарская группа в „Октябре должна сейчас сугубо критически пересмотреть свои установки, под углом зрения классовой их четкости и соответствия революционной теории и практике пролетариата.
Побольше действительной самокритики!
Художники пролетарского ядра АХР обращаются к пролетарским художникам „Октября с призывом повести классовую борьбу не только против классового врага на общем фронте, но повести классовое наступление против чуждых идеологических элементов в установках самого „Октября .
Предлагаем преодолеть и снять такие установки, как „реализм, делающий вещи , все положения, которые ведут к отрицанию образности, а следовательно, и идейности в искусстве, неправильное истолкование проблемы культурного наследства.
Предлагаем художникам „Октября , которым близко дело пролетариата, разорвать круг своих цеховых обязательств для общих интересов социалистического наступления на фронте искусств и на всем фронте социалистической стройки.
Предлагаем пролетарским архитекторам ВОПР, а со всей решительностью оттолкнуться от функционализма и разоблачить его до конца, как чуждую идеологическую систему.