за 1 1/2 рубля (онъ стоитъ 5 руб.), вѣроятно, также кончилась бы ничѣмъ, несмотря на ударъ, нанесенный рабочими еврейкѣ, если бы не крики: „бей жидовъ! которые тутъ же стали раздаваться и если бы не появилась толпа рабочихъ, которая стала опрокидывать съ криками „ура боченки съ селедками. Этотъ вызывающій образъ дѣйствій рабочихъ, который, повидимому, долженъ былъ служить сигналомъ для начатія погрома, привлекъ массу евреевъ и способствовалъ возникновенію драки, въ которой оказалось нѣсколько раненыхъ съ обѣихъ сторонъ, причемъ былъ смертельно раненъ одинъ русскій рабочій. Явившаяся для водворенія порядка полиція арестовала нѣсколько буяновъ (которые впослѣдствіи были выпущены), но вмѣстѣ съ тѣмъ стала разгонять и евреевъ, обращавшихся къ полицейскимъ властямъ съ просьбой о принятіи серьезныхъ мѣръ охраны. Это требованіе было подкрѣплено выстрѣлами въ уходящую толпу взрослыхъ и подростковъ евреевъ, причемъ былъ раненъ еврей Бѣленьковъ въ ногу сзади. Полиція въ лицѣ помощника пристава 2-ой части Чернолусскаго и сопровождавшихъ его городовыхъ гналась за безоружными. Одинъ изъ очевидцевъ Г. Я. Ловяновъ видѣлъ, какъ бѣжала толпа мальчиковъ, спасаясь по Замковой ул. и Кузнечной, а за ней гнался съ обнаженный шашкой Чернолусскій и кричалъ: „стрѣляй! Нѣсколько выстрѣловъ было сдѣлано.
Таковъ дѣйствительный характеръ событія, происшедшаго 29-го августа. Евреи бросали камнями въ рабочихъ при дракѣ, но не въ полицейскій нарядъ. Никто изъ всего его состава не получилъ даже царапины. Выстрѣловъ со стороны евреевъ быть не могло уже по характеру событія. Они не ожидали этой драки и къ ней не могли готовиться. Полиція была поражена однимъ фактомъ: тѣмъ, что евреи, вмѣсто того, чтобы разбѣжаться при первомъ крикѣ: „бей жидовъ! , собрались, вступили въ драку съ рабочими. Евреи этимъ предупредили начатіе погрома въ тотъ же день, но собравшаяся толпа евреевъ почему-то вызывала опасенія среди полицейскихъ чиновъ, и они пустили въ ходъ оружье, оправдывая свой образъ дѣйствія тѣмъ, что будто бы евреями сдѣланы выстрѣлы. Повторяемъ, со стороны евреевъ выстрѣловъ не было.
Погромъ, разразившійся въ понедѣльникъ 1-го сентября въ 12 ч. дня, подготовлялся въ теченіи субботы и воскресенія явно и систематически. Всѣ знали, что онъ наступитъ, всѣ ожидали его. Полиція заявила, что всѣ мѣры приняты и тѣмъ не менѣе вплоть до 6 час. вечера происходили грабежъ и разбой. Вышедшая изъ желѣзнодорожныхъ мастерскихъ толпа рабочихъ въ 200 человѣкъ направилась на Замковую и Техническую улицы. Она разбилась на маленькія группы въ 15, 20, 30 человѣкъ, которыя шли изъ дома въ домъ, все предавая разрушенію. Звѣрскіе инстинкты толпы уже въ самомъ началѣ погрома и полная свобода ея дѣйствій могутъ быть охарактеризованы нѣсколькими фактами, происходившими на этихъ улицахъ. Первой жертвой погрома былъ еврей Давыдовъ. Онъ убитъ тупымъ орудіемъ. Домъ Захарина на Технической ул. грабили три раза. Ему нанесена была сливная рана на лицо и выбиты зубы. Сыну Захарина Беру нанесены три раны топоромъ по головѣ и сильные
ушибы по всему тѣлу. На этой же улицѣ Цубинъ получилъ тяжкія раны на лицѣ тупымъ орудіемъ. На Технической же улицѣ при разгромленіи квартиры Певзнера, 70-лѣтнюю старуху, ранили камнемъ въ ногу, а другую Певзнеръ гирей по головѣ. Былъ раненъ и самъ Певзнеръ. Крокъ Шевель былъ раненъ камнемъ на той же улицѣ на порогѣ своей квартиры. На Замковой улицѣ, въ квартирѣ дантистки Певзнеръ раненъ въ голову дантистъ Шейнбаумъ! На той же улицѣ сильно израненъ тупымъ орудіемъ Нехамхинъ. Били въ домахъ, били на улицахъ. Появившійся на мѣстѣ безпорядковъ военный патруль встрѣтилъ громилъ еще въ началѣ Замковой ул., тѣмъ не менѣе они продолжали подвигаться впередъ : выбивали двери и окна, разбивали посуду и мебель, зеркала и рояли, разрывали подушки и уносили платья. Съ Замковой ул. толпа буяновъ, значительно увелившаяся въ числѣ, направилась на Генеральскую, черезъ Техническую на Новиковскую и здѣсь производила то же дѣло разрушенія и избіенія. Бѣлкину нанесена рана на лбу киркой на Генеральской ул. Мать его, женщина 70 лѣтъ, защищая сына, получила раны на спинѣ и въ боку. На той же улицѣ получилъ рану на головѣ Райскій. Въ то время, когда происходилъ разгромъ Технической ул., на Конной площади собралась толпа евреевъ. Несомнѣнно, что собравшіеся евреи рѣшились придти на помощь ихъ несчастнымъ собратьямъ, подвергавшимся разгрому. Несомнѣнно, что зная о предстоящемъ погромѣ, многіе изъ нихъ запаслись орудіями самозащиты и явились съ ними на мѣсто побоища, Но, видя, что на Технической ул. есть войска, они никакихъ дѣйствій не предпринимали.
Войска эти загородили Техническую ул. спиною къ громиламъ и лицомъ къ евреямъ. Евреи не только не совершили никакого нападенія, что было вообще немыслимо въ присутствіи отряда, но въ глубокомъ отчаяніи обращались къ войскамъ съ плачемъ и мольбою о томъ, чтобы уняли и обуздали громилъ. Но на это имъ отвѣтили требованіемъ разойтись и затѣмъ въ началѣ Вѣтряной ул. просвистѣли пули. 3 еврея было убито и многіе ранены. Разсказы о фельдфебелѣ 6-й роты Абхазскаго полка, который будто-бы былъ раненъ евреемъ ножемъ въ шею, являются безусловной легендой, ибо не только этотъ фельдфебель, но никто изъ солдатъ и даже городовыхъ въ теченіи всего погрома не получилъ раны острымъ орудіемъ. Мы не можемъ, конечно, удостовѣрить, были ли выстрѣлы со стороны евреевъ, но не подлежитъ сомнѣнію, что если бы выстрѣлы направлены были въ густую массу войска, они несомнѣнно попали бы въ кого-либо. Какъ уже свазано, никто не раненъ. Ближайшимъ послѣдствіемъ того, что войска бросились на евреевъ, было освобожденіе выхода изъ Технической ул., благодаря чему громилы могли направиться на Конную площадь, Троицкую, Америку и Вѣтряную. Избіенія продолжались. Файвушкинъ получилъ рану въ голову тупымъ орудіемъ въ то время, когда грабили его квартиру на Конной площади въ домѣ Коновальчика. Въ томъ же дворѣ жило 6 семействъ, имущество которыхъ было разгромлено, сами они успѣли спастись. Тамъ же получилъ рану на головѣ Лысковичъ. Марголинъ былъ избитъ на той же Конной площади дубинами по головѣ. На Америкѣ и Вѣт
3. Отъ линіи проѣзда группы стоятъ около 10 саженей.
4. Расходиться жители могутъ съ разрѣшенія старшаго полицейскаго офицера, когда послѣдній экипажъ скроется изъ вида. 5. При въѣздѣ въ селенія разрѣшается жителямъ устраивать арки и украшать дома свои зеленью и флагами. Нижній-Новгородъ, Іюля 3-го дня 1903 г.
№ 3500. Губернаторъ Генералъ-Лейтенантъ Унтербергеръ.
III.
Приказъ членамъ добровольной охраны 1 по пути слѣдованія Высочайшихъ особъ изъ г. Арзамаса въ Саровскую пустынь и Дивѣевскій монастырь и обратно.
1. Члены добровольной охраны должны становиться на мѣста и въ часъ, указанные начальниками отрядовъ. Во время Высочайшаго проѣзда они сходить съ своихъ мѣстъ не должны, а послѣ проѣзда могутъ расходиться по указанію начальниковъ отрядовъ и во всякомъ случаѣ не ранѣе, какъ послѣдній экипажъ скроется изъ вида.
2. При разстановкѣ на мѣстахъ всѣ котомки, какъ охранниковъ, такъ и тѣхъ постороннихъ лицъ, которые будутъ остановлены по пути и поставлены позади членовъ охраны, относятся на нѣсколько десятковъ саженей въ тылъ охраны, тамъ складываются, а разбираются лишь послѣ Высочайшаго проѣзда.
Въ рукахъ ни у охранниковъ, ни у постороннихъ лицъ не должно быть никакихъ предметовъ кромѣ ніапокъ.
3. При Высочайшемъ проѣздѣ воспрещается становиться на колѣни съ цѣлью подачи какихъ бы то ни было бумагъ и прошеній. Если же кто-либо желаетъ подать Государю Императору
1 Интересно знать, какъ была организована эта „добровольная (? !) охрана?
Ред. „Осв
прошеніе, то онъ таковое долженъ передать начальнику отряда, которымъ оно будетъ передано по начальству и ни одно изъ поданныхъ въ такомъ порядкѣ прошеній не останется не доложеннымъ Государю.
4. Лицъ, которыя бросятся впередъ для подачи прошеній или съ другими цѣлями, члены охраны должны задержать и передать въ распоряженіе полиціи.
5. Такъ какъ въ день Высочайшаго проѣзда въ опредѣленный часъ, по указанію начальника отряда, всякое движеніе по пути будетъ пріостановлено, то въ случаѣ появленія потомъ на немъ, а равно въ прилегающей къ нему мѣстности лицъ, не участвующихъ въ охранѣ, не принадлежащихъ къ составу полиціи или воинскихъ частей, или не имѣющихъ на то разрѣшенія губернатора, таковыя должны задерживаться и съ ними будетъ поступлено по указанію начальника отряда, до этого же ихъ слѣдуетъ держать подъ строгимъ надзоромъ за ближайшими группами охранниковъ.
6. Въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ будетъ находиться посторонняя публика, не позволять ей прорвать цѣпь и становиться впереди, за исключеніемъ тѣхъ лицъ, коимъ это будетъ начальникомъ отряда разрѣшено.
7. Въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ будетъ стоять посторонняя публика, сотники и десятники должны во время Высочайшаго проѣзда стоять такъ, чтобы видѣть проѣзжающіе экипажи, а равно постороннюю публику для наблюденія, не происходитъ ли тамъ чего-либо подозрительнаго.
8. При всякихъ недоразумѣніяхъ члены охраны должны руководствоваться указаніями начальниковъ отрядовъ.
Вотъ тѣ правила, выполнятъ которыя предстоитъ членамъ добровольной охраны и я надѣюсь, что члены сей охраны, осчастливленные высокою честью охранять благополучное слѣдованіе
Таковъ дѣйствительный характеръ событія, происшедшаго 29-го августа. Евреи бросали камнями въ рабочихъ при дракѣ, но не въ полицейскій нарядъ. Никто изъ всего его состава не получилъ даже царапины. Выстрѣловъ со стороны евреевъ быть не могло уже по характеру событія. Они не ожидали этой драки и къ ней не могли готовиться. Полиція была поражена однимъ фактомъ: тѣмъ, что евреи, вмѣсто того, чтобы разбѣжаться при первомъ крикѣ: „бей жидовъ! , собрались, вступили въ драку съ рабочими. Евреи этимъ предупредили начатіе погрома въ тотъ же день, но собравшаяся толпа евреевъ почему-то вызывала опасенія среди полицейскихъ чиновъ, и они пустили въ ходъ оружье, оправдывая свой образъ дѣйствія тѣмъ, что будто бы евреями сдѣланы выстрѣлы. Повторяемъ, со стороны евреевъ выстрѣловъ не было.
Погромъ, разразившійся въ понедѣльникъ 1-го сентября въ 12 ч. дня, подготовлялся въ теченіи субботы и воскресенія явно и систематически. Всѣ знали, что онъ наступитъ, всѣ ожидали его. Полиція заявила, что всѣ мѣры приняты и тѣмъ не менѣе вплоть до 6 час. вечера происходили грабежъ и разбой. Вышедшая изъ желѣзнодорожныхъ мастерскихъ толпа рабочихъ въ 200 человѣкъ направилась на Замковую и Техническую улицы. Она разбилась на маленькія группы въ 15, 20, 30 человѣкъ, которыя шли изъ дома въ домъ, все предавая разрушенію. Звѣрскіе инстинкты толпы уже въ самомъ началѣ погрома и полная свобода ея дѣйствій могутъ быть охарактеризованы нѣсколькими фактами, происходившими на этихъ улицахъ. Первой жертвой погрома былъ еврей Давыдовъ. Онъ убитъ тупымъ орудіемъ. Домъ Захарина на Технической ул. грабили три раза. Ему нанесена была сливная рана на лицо и выбиты зубы. Сыну Захарина Беру нанесены три раны топоромъ по головѣ и сильные
ушибы по всему тѣлу. На этой же улицѣ Цубинъ получилъ тяжкія раны на лицѣ тупымъ орудіемъ. На Технической же улицѣ при разгромленіи квартиры Певзнера, 70-лѣтнюю старуху, ранили камнемъ въ ногу, а другую Певзнеръ гирей по головѣ. Былъ раненъ и самъ Певзнеръ. Крокъ Шевель былъ раненъ камнемъ на той же улицѣ на порогѣ своей квартиры. На Замковой улицѣ, въ квартирѣ дантистки Певзнеръ раненъ въ голову дантистъ Шейнбаумъ! На той же улицѣ сильно израненъ тупымъ орудіемъ Нехамхинъ. Били въ домахъ, били на улицахъ. Появившійся на мѣстѣ безпорядковъ военный патруль встрѣтилъ громилъ еще въ началѣ Замковой ул., тѣмъ не менѣе они продолжали подвигаться впередъ : выбивали двери и окна, разбивали посуду и мебель, зеркала и рояли, разрывали подушки и уносили платья. Съ Замковой ул. толпа буяновъ, значительно увелившаяся въ числѣ, направилась на Генеральскую, черезъ Техническую на Новиковскую и здѣсь производила то же дѣло разрушенія и избіенія. Бѣлкину нанесена рана на лбу киркой на Генеральской ул. Мать его, женщина 70 лѣтъ, защищая сына, получила раны на спинѣ и въ боку. На той же улицѣ получилъ рану на головѣ Райскій. Въ то время, когда происходилъ разгромъ Технической ул., на Конной площади собралась толпа евреевъ. Несомнѣнно, что собравшіеся евреи рѣшились придти на помощь ихъ несчастнымъ собратьямъ, подвергавшимся разгрому. Несомнѣнно, что зная о предстоящемъ погромѣ, многіе изъ нихъ запаслись орудіями самозащиты и явились съ ними на мѣсто побоища, Но, видя, что на Технической ул. есть войска, они никакихъ дѣйствій не предпринимали.
Войска эти загородили Техническую ул. спиною къ громиламъ и лицомъ къ евреямъ. Евреи не только не совершили никакого нападенія, что было вообще немыслимо въ присутствіи отряда, но въ глубокомъ отчаяніи обращались къ войскамъ съ плачемъ и мольбою о томъ, чтобы уняли и обуздали громилъ. Но на это имъ отвѣтили требованіемъ разойтись и затѣмъ въ началѣ Вѣтряной ул. просвистѣли пули. 3 еврея было убито и многіе ранены. Разсказы о фельдфебелѣ 6-й роты Абхазскаго полка, который будто-бы былъ раненъ евреемъ ножемъ въ шею, являются безусловной легендой, ибо не только этотъ фельдфебель, но никто изъ солдатъ и даже городовыхъ въ теченіи всего погрома не получилъ раны острымъ орудіемъ. Мы не можемъ, конечно, удостовѣрить, были ли выстрѣлы со стороны евреевъ, но не подлежитъ сомнѣнію, что если бы выстрѣлы направлены были въ густую массу войска, они несомнѣнно попали бы въ кого-либо. Какъ уже свазано, никто не раненъ. Ближайшимъ послѣдствіемъ того, что войска бросились на евреевъ, было освобожденіе выхода изъ Технической ул., благодаря чему громилы могли направиться на Конную площадь, Троицкую, Америку и Вѣтряную. Избіенія продолжались. Файвушкинъ получилъ рану въ голову тупымъ орудіемъ въ то время, когда грабили его квартиру на Конной площади въ домѣ Коновальчика. Въ томъ же дворѣ жило 6 семействъ, имущество которыхъ было разгромлено, сами они успѣли спастись. Тамъ же получилъ рану на головѣ Лысковичъ. Марголинъ былъ избитъ на той же Конной площади дубинами по головѣ. На Америкѣ и Вѣт
3. Отъ линіи проѣзда группы стоятъ около 10 саженей.
4. Расходиться жители могутъ съ разрѣшенія старшаго полицейскаго офицера, когда послѣдній экипажъ скроется изъ вида. 5. При въѣздѣ въ селенія разрѣшается жителямъ устраивать арки и украшать дома свои зеленью и флагами. Нижній-Новгородъ, Іюля 3-го дня 1903 г.
№ 3500. Губернаторъ Генералъ-Лейтенантъ Унтербергеръ.
III.
Приказъ членамъ добровольной охраны 1 по пути слѣдованія Высочайшихъ особъ изъ г. Арзамаса въ Саровскую пустынь и Дивѣевскій монастырь и обратно.
1. Члены добровольной охраны должны становиться на мѣста и въ часъ, указанные начальниками отрядовъ. Во время Высочайшаго проѣзда они сходить съ своихъ мѣстъ не должны, а послѣ проѣзда могутъ расходиться по указанію начальниковъ отрядовъ и во всякомъ случаѣ не ранѣе, какъ послѣдній экипажъ скроется изъ вида.
2. При разстановкѣ на мѣстахъ всѣ котомки, какъ охранниковъ, такъ и тѣхъ постороннихъ лицъ, которые будутъ остановлены по пути и поставлены позади членовъ охраны, относятся на нѣсколько десятковъ саженей въ тылъ охраны, тамъ складываются, а разбираются лишь послѣ Высочайшаго проѣзда.
Въ рукахъ ни у охранниковъ, ни у постороннихъ лицъ не должно быть никакихъ предметовъ кромѣ ніапокъ.
3. При Высочайшемъ проѣздѣ воспрещается становиться на колѣни съ цѣлью подачи какихъ бы то ни было бумагъ и прошеній. Если же кто-либо желаетъ подать Государю Императору
1 Интересно знать, какъ была организована эта „добровольная (? !) охрана?
Ред. „Осв
прошеніе, то онъ таковое долженъ передать начальнику отряда, которымъ оно будетъ передано по начальству и ни одно изъ поданныхъ въ такомъ порядкѣ прошеній не останется не доложеннымъ Государю.
4. Лицъ, которыя бросятся впередъ для подачи прошеній или съ другими цѣлями, члены охраны должны задержать и передать въ распоряженіе полиціи.
5. Такъ какъ въ день Высочайшаго проѣзда въ опредѣленный часъ, по указанію начальника отряда, всякое движеніе по пути будетъ пріостановлено, то въ случаѣ появленія потомъ на немъ, а равно въ прилегающей къ нему мѣстности лицъ, не участвующихъ въ охранѣ, не принадлежащихъ къ составу полиціи или воинскихъ частей, или не имѣющихъ на то разрѣшенія губернатора, таковыя должны задерживаться и съ ними будетъ поступлено по указанію начальника отряда, до этого же ихъ слѣдуетъ держать подъ строгимъ надзоромъ за ближайшими группами охранниковъ.
6. Въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ будетъ находиться посторонняя публика, не позволять ей прорвать цѣпь и становиться впереди, за исключеніемъ тѣхъ лицъ, коимъ это будетъ начальникомъ отряда разрѣшено.
7. Въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ будетъ стоять посторонняя публика, сотники и десятники должны во время Высочайшаго проѣзда стоять такъ, чтобы видѣть проѣзжающіе экипажи, а равно постороннюю публику для наблюденія, не происходитъ ли тамъ чего-либо подозрительнаго.
8. При всякихъ недоразумѣніяхъ члены охраны должны руководствоваться указаніями начальниковъ отрядовъ.
Вотъ тѣ правила, выполнятъ которыя предстоитъ членамъ добровольной охраны и я надѣюсь, что члены сей охраны, осчастливленные высокою честью охранять благополучное слѣдованіе