ческому достоинству, тогда какъ русскій народъ забитъ, нищъ, некультуренъ, а русское правительство смотритъ на него, какъ на рабочій скотъ и управляетъ имъ съ помощью ругани, розогъ, нагаекъ черезъ безнравственныхъ взяточниковъ, стражниковъ, урядниковъ, становыхъ — всей этой хищной оголтѣлой стаи, которая носится надъ деревней и сосетъ изъ нея кровь,
видѣть все это, стремиться помочь и чувствовать, что руки и ноги связаны, — можетъ ли быть больше мученій!
Мы должны страстно искать выхода изъ этого положенія, и выходъ есть: онъ состоитъ въ пашемъ единеніи, въ крѣпкой организаціи всѣхъ элементовъ, задыхающихся въ тяжелой атмосферѣ безправія, для борьбы съ теперешнимъ правительственнымъ строемъ Россіи. По одиночкѣ мы можемъ сдѣлать очень мало, но, соединившись и дѣйствуя дружно по общему плану, мы будемъ представлять могучую силу, которая можетъ сдѣлать большое дѣло.
Русская интеллигенція должна поставить своей цѣлью борьоу съ самодержавіемъ и установленіе широкаго представительнаго правленія, не какой-либо жалкой пародіи на конституцію, а такихъ государственныхъ формъ, которыя бы обезпечивали народу свободу совѣсти, свободу дѣятельности и участіе въ управленіи. Эта цѣль долита, какъ огненный столпъ, вести насъ къ землѣ обѣтованной, и никакихъ трудовъ, лишеній и жертвъ не нужно страшиться, чтобы достичь ея.
Достичь же ея можно лишь при условіи тѣснаго единенія всей русской интеллигенціи, вполнѣ согласованной ея работы и хорошей организаціи борьбы.
Не надо отдѣльныхъ кружковъ, не надо вражды изъ-за какихълибо теоретическихъ настроеній и системъ — и народники, и марксисты, и чисто практическій работникъ, глубоко чувствующій гнетъ и желающій послужить народу, пусть подадутъ другъ другу руки, пусть объединятся на почвѣ борьбы съ произволомъ — этимъ единственнымъ принципомъ русскаго правительства.
Работая въ одиночку, мы не достигнемъ цѣли. Если интеллигентныя силы разрознены, то въ отдѣльпости съ каждой бюрократіи не трудно справиться, хотя бы даже эти единичныя силы проявлялись геройски. Психологически геройство вполнѣ понятно — это оправданіе человѣка передъ своей совѣстью. Но въ общественномъ смыслѣ отдѣльныя вспышки полезны лишь до начала борьбы для пробужденія дремлющихъ, для укрѣпленія колеблющихся. Когда же начинается борьба, каждый единичный геройскій поступокъ, не вытекающій изъ общаго плана, губитъ лишь человѣка, большею частью незауряднаго, силы котораго очень пригодились бы для борьбы. Геройство — это мгновенный взрывъ, мгновенный разрядъ энергіи, но никто не будетъ спорить, что продолжительное ровное дѣйствіе энергіи неизмѣримо продуктивнѣе мгновенныхъ взрывовъ ея.
Итакъ, оставимъ работу за личный счетъ и страхъ и начнемъ общую дружную освободительную работу, которая непремѣнно достигнетъ цѣли: вѣдь, мы добиваемся не осуществленія утопій и не достиженія отдаленныхъ идеаловъ, а общечеловѣческихъ правъ.
Русскій пародъ не родился съ ярмомъ за спиной — можетъже онъ сбросить съ себя это ярмо !
Видите ли вы массу отдѣльныхъ свѣтлыхъ точекъ, мерцающихъ среди густого мрака русской деревни ? Это земскіе дѣятели, врачи, учителя и учительницы, агрономы, ветеринары, статистики, техники — это но простые наемники, они вкладываютъ душу въ свою службу для народа. Каждая отдѣльпая свѣтящаяся точка распространяетъ свѣтъ на маленькое разстояніе — соедините же ихъ и вы получите яркій свѣтъ, который на маякѣ въ бурную ночь будетъ освѣщать путь кораблямъ!
Пусть же въ каждомъ уѣздѣ соединятся всѣ эти работники и составятъ уѣздный комитетъ освободительной борьбы. Намъ мѣшаютъ работать по совѣсти въ сельскохозяйственныхъ комитетахъ? Ну, что же, мы будемъ дѣйствовать въ своихъ комитетахъ, гдѣ лакеи и палачи самодержавія не наложатъ кандаловъ на наши мысли!
Не надо только никакой формалистики, пусть будетъ, какъ можно меньше письменныхъ сношеній, и не слѣдуетъ упускать изъ виду, что партія освобожденія — не какая-либо тайная секта, а союзъ людей, связанныхъ ненавистью къ правительственному произволу и давшихъ себѣ клятву бороться съ нимъ. Этотъ союзъ опирается на всѣ угнетенные элементы, на всѣхъ людей, которымъ совѣсть не позволяетъ спокойно смотрѣть на то, какъ притѣсняютъ ближняго.
Къ этимъ уѣзднымъ комитетамъ примкнутъ и сочувствующіе дѣлу городскіе интеллигентные дѣятели; найдется мѣсто и педагогамъ, и врачамъ, и фабричнымъ дѣятелямъ, и каждой интеллигентной силѣ.
Дѣйствія уѣздныхъ комитетовъ должны объединяться губернскими, составленными изъ представителей уѣздныхъ комитетовъ.
Губернскіе комитеты должны находиться въ тѣсномъ единеніи между собою и дѣйствовать по общему, заранѣе намѣченному плану. Они должны вліять, чтобы земскія собранія дѣлали одинаковыя постановленія по общимъ вопросамъ, оказывали стойкое сопротивленіе правительственному произволу.
Уже одинъ фактъ, что однородное ходатайство будетъ возбуждено всѣми земствами, что одинъ и тотъ же адресъ будетъ представленъ всѣми земскими собраніями, что какое-лиоо постановленіе будетъ сдѣлано всѣми ими, послужитъ могучимъ возбудительнымъ средствомъ для колеблющихся и представитъ грозную силу для правительства. Не можетъ же великій человѣкъ на малыя дѣла, г. ф.-Плеве, сослать всѣхъ гласныхъ ?. Бюрократія чувствуетъ твердую почву лишь въ своихъ кабинетахъ, гдѣ она выдавливаетъ изъ своего жалкаго мозга разныя благоглупости въ видѣ положеній, временныхъ правилъ и пр., по она быстро потеряетъ почву передъ серьезнымъ движеніемъ, охватившимъ всю Россію.
Каждый членъ хотя самаго небольшого и скромнаго комитета долженъ чувствовать, что онъ членъ многочисленнаго и дружнаго общества, дѣйствующаго въ одномъ и томъ же направленіи и поддерживающаго другъ друга. Каждый, работая на мѣстѣ, вкладывая въ работу всю силу своей души и энергіи, долженъ прежде всего своею дѣятельностью внушать народу уваженіе к ь интеллигенціи, какъ его единственной защитницѣ и надеждЬ. Для этого деревенская и городская интеллигенція должна разоблачать всѣ притѣсненія, наносимыя народу, должна защищать его и преслѣдовать всѣми законными средствами агентовъ администраціи, угнетающихъ народъ и рабочихъ. Если кто-лиоо изъ интеллигенціи пострадаетъ при этомъ, комитеты должны поддержать его матеріально до тѣхъ поръ, пока это лицо не получитъ возможности работать въ другомъ мѣстѣ.
Деревенская интеллигенція должна настойчиво просвѣщать народъ и побуждать его противиться незаконнымъ распоряженіямъ властей, чтобы научить его организоваться. Интеллигенція на фабрикахъ должна помогать рабочимъ бороться противъ притѣсненій и учить ихъ организовываться въ союзы для защиты своихъ правъ. Тогда народъ увидитъ, что можно отстаивать свои права, и научится смотрѣть на себя, какъ на человѣка, а не какъ на холопа, а этимъ будетъ сдѣлано почти все. Вѣдь, если бы пародъ дошелъ до сознанія своего положенія, самодержавіе рухнуло бы, потому что оно опирается исключительно на народную темноту и на образовавшееся вѣками разобщеніе народа.
И войско составляется изъ того же народа, и сознай оно, что преступно служить орудіемъ въ рукахъ придворныхъ и бюрократіи притѣсняя и убивая своихъ же отцовъ и братьевъ, въ этотъ мигъ самодержавіе перестало бы существовать. Поэтому въ высшей степени необходимо развить освободительное движеніе и въ войскѣ ; пусть сочувствующая молодежь, окончивъ курсъ высшаго учебнаго заведенія, не стѣсняется идти въ военную службу и оставаться въ качествѣ офицеровъ. Своимъ гуманнымъ отношеніемъ къ солдату — тому же крестьянину — своимъ стараніемъ пробудить въ солдатѣ человѣческое достоинство опа принесетъ большую пользу, а во время народныхъ волненіи окажетъ неоцѣнимую услугу, если подъ ея вліяніемъ солдаты не будутъ стрѣлять въ населеніе. Пусть и военные врачи подумаютъ объ этомъ и вспомнятъ про прежнюю Медико-Хирургическую Академію, изъ которой вышло не мало почтенныхъ и самоотверженныхъ людей.
Кромѣ русскихъ комитетовъ, необходимо организовать заграницей центральный комитетъ, въ которомъ должны сходиться нити мѣстныхъ комитетовъ. Въ этотъ комитетъ должны войти талантливые и безупречные дѣятели, извѣстные борцы за народныя права.
Центральный комитетъ для успѣшной своей работы долженъ обладать большими средствами. Ему необходимо запяться горячею издательскою дѣятельностью, которая должна быть сосредоточена заграницей. Надо издавать книги, брошюры, листки, вазъясняющіе вредъ самодержавнаго правленія, обсуждающіе распоряженія русскихъ властей, сообщающіе факты ихъ оеззаконной дѣятельности и обрисовывающіе положеніе крестьянъ и рабочихъ у насъ и заграницей. Читателю, мало интеллигентному, котораго могутъ сбить съ толку сказки о божественномъ происхожденіи царской власти, необходимо разъяснить, что цари получили свою власть отъ парода, который можетъ лишить царя этой власти, коль скоро его дѣятельность пойдетъ вразрѣзъ съ народными интересами. Въ частности, надо подчеркивать, что тотъ царь, котораго теперешняя династія считаетъ своимъ родоначальникомъ (Михаилъ Романовъ), былъ избранъ народомъ, слѣдовательно, и потомки его могутъ быть „сведены съ престола, если забудутъ, что они должны служить народу, а не припускать піявицъ сосать его кровь.
Далѣе, очень важно представить ясно народному пониманію постепенный ростъ политическаго смысла народовъ Западной Европы, какъ они стряхнули деспотизмъ и добились представи
видѣть все это, стремиться помочь и чувствовать, что руки и ноги связаны, — можетъ ли быть больше мученій!
Мы должны страстно искать выхода изъ этого положенія, и выходъ есть: онъ состоитъ въ пашемъ единеніи, въ крѣпкой организаціи всѣхъ элементовъ, задыхающихся въ тяжелой атмосферѣ безправія, для борьбы съ теперешнимъ правительственнымъ строемъ Россіи. По одиночкѣ мы можемъ сдѣлать очень мало, но, соединившись и дѣйствуя дружно по общему плану, мы будемъ представлять могучую силу, которая можетъ сдѣлать большое дѣло.
Русская интеллигенція должна поставить своей цѣлью борьоу съ самодержавіемъ и установленіе широкаго представительнаго правленія, не какой-либо жалкой пародіи на конституцію, а такихъ государственныхъ формъ, которыя бы обезпечивали народу свободу совѣсти, свободу дѣятельности и участіе въ управленіи. Эта цѣль долита, какъ огненный столпъ, вести насъ къ землѣ обѣтованной, и никакихъ трудовъ, лишеній и жертвъ не нужно страшиться, чтобы достичь ея.
Достичь же ея можно лишь при условіи тѣснаго единенія всей русской интеллигенціи, вполнѣ согласованной ея работы и хорошей организаціи борьбы.
Не надо отдѣльныхъ кружковъ, не надо вражды изъ-за какихълибо теоретическихъ настроеній и системъ — и народники, и марксисты, и чисто практическій работникъ, глубоко чувствующій гнетъ и желающій послужить народу, пусть подадутъ другъ другу руки, пусть объединятся на почвѣ борьбы съ произволомъ — этимъ единственнымъ принципомъ русскаго правительства.
Работая въ одиночку, мы не достигнемъ цѣли. Если интеллигентныя силы разрознены, то въ отдѣльпости съ каждой бюрократіи не трудно справиться, хотя бы даже эти единичныя силы проявлялись геройски. Психологически геройство вполнѣ понятно — это оправданіе человѣка передъ своей совѣстью. Но въ общественномъ смыслѣ отдѣльныя вспышки полезны лишь до начала борьбы для пробужденія дремлющихъ, для укрѣпленія колеблющихся. Когда же начинается борьба, каждый единичный геройскій поступокъ, не вытекающій изъ общаго плана, губитъ лишь человѣка, большею частью незауряднаго, силы котораго очень пригодились бы для борьбы. Геройство — это мгновенный взрывъ, мгновенный разрядъ энергіи, но никто не будетъ спорить, что продолжительное ровное дѣйствіе энергіи неизмѣримо продуктивнѣе мгновенныхъ взрывовъ ея.
Итакъ, оставимъ работу за личный счетъ и страхъ и начнемъ общую дружную освободительную работу, которая непремѣнно достигнетъ цѣли: вѣдь, мы добиваемся не осуществленія утопій и не достиженія отдаленныхъ идеаловъ, а общечеловѣческихъ правъ.
Русскій пародъ не родился съ ярмомъ за спиной — можетъже онъ сбросить съ себя это ярмо !
Видите ли вы массу отдѣльныхъ свѣтлыхъ точекъ, мерцающихъ среди густого мрака русской деревни ? Это земскіе дѣятели, врачи, учителя и учительницы, агрономы, ветеринары, статистики, техники — это но простые наемники, они вкладываютъ душу въ свою службу для народа. Каждая отдѣльпая свѣтящаяся точка распространяетъ свѣтъ на маленькое разстояніе — соедините же ихъ и вы получите яркій свѣтъ, который на маякѣ въ бурную ночь будетъ освѣщать путь кораблямъ!
Пусть же въ каждомъ уѣздѣ соединятся всѣ эти работники и составятъ уѣздный комитетъ освободительной борьбы. Намъ мѣшаютъ работать по совѣсти въ сельскохозяйственныхъ комитетахъ? Ну, что же, мы будемъ дѣйствовать въ своихъ комитетахъ, гдѣ лакеи и палачи самодержавія не наложатъ кандаловъ на наши мысли!
Не надо только никакой формалистики, пусть будетъ, какъ можно меньше письменныхъ сношеній, и не слѣдуетъ упускать изъ виду, что партія освобожденія — не какая-либо тайная секта, а союзъ людей, связанныхъ ненавистью къ правительственному произволу и давшихъ себѣ клятву бороться съ нимъ. Этотъ союзъ опирается на всѣ угнетенные элементы, на всѣхъ людей, которымъ совѣсть не позволяетъ спокойно смотрѣть на то, какъ притѣсняютъ ближняго.
Къ этимъ уѣзднымъ комитетамъ примкнутъ и сочувствующіе дѣлу городскіе интеллигентные дѣятели; найдется мѣсто и педагогамъ, и врачамъ, и фабричнымъ дѣятелямъ, и каждой интеллигентной силѣ.
Дѣйствія уѣздныхъ комитетовъ должны объединяться губернскими, составленными изъ представителей уѣздныхъ комитетовъ.
Губернскіе комитеты должны находиться въ тѣсномъ единеніи между собою и дѣйствовать по общему, заранѣе намѣченному плану. Они должны вліять, чтобы земскія собранія дѣлали одинаковыя постановленія по общимъ вопросамъ, оказывали стойкое сопротивленіе правительственному произволу.
Уже одинъ фактъ, что однородное ходатайство будетъ возбуждено всѣми земствами, что одинъ и тотъ же адресъ будетъ представленъ всѣми земскими собраніями, что какое-лиоо постановленіе будетъ сдѣлано всѣми ими, послужитъ могучимъ возбудительнымъ средствомъ для колеблющихся и представитъ грозную силу для правительства. Не можетъ же великій человѣкъ на малыя дѣла, г. ф.-Плеве, сослать всѣхъ гласныхъ ?. Бюрократія чувствуетъ твердую почву лишь въ своихъ кабинетахъ, гдѣ она выдавливаетъ изъ своего жалкаго мозга разныя благоглупости въ видѣ положеній, временныхъ правилъ и пр., по она быстро потеряетъ почву передъ серьезнымъ движеніемъ, охватившимъ всю Россію.
Каждый членъ хотя самаго небольшого и скромнаго комитета долженъ чувствовать, что онъ членъ многочисленнаго и дружнаго общества, дѣйствующаго въ одномъ и томъ же направленіи и поддерживающаго другъ друга. Каждый, работая на мѣстѣ, вкладывая въ работу всю силу своей души и энергіи, долженъ прежде всего своею дѣятельностью внушать народу уваженіе к ь интеллигенціи, какъ его единственной защитницѣ и надеждЬ. Для этого деревенская и городская интеллигенція должна разоблачать всѣ притѣсненія, наносимыя народу, должна защищать его и преслѣдовать всѣми законными средствами агентовъ администраціи, угнетающихъ народъ и рабочихъ. Если кто-лиоо изъ интеллигенціи пострадаетъ при этомъ, комитеты должны поддержать его матеріально до тѣхъ поръ, пока это лицо не получитъ возможности работать въ другомъ мѣстѣ.
Деревенская интеллигенція должна настойчиво просвѣщать народъ и побуждать его противиться незаконнымъ распоряженіямъ властей, чтобы научить его организоваться. Интеллигенція на фабрикахъ должна помогать рабочимъ бороться противъ притѣсненій и учить ихъ организовываться въ союзы для защиты своихъ правъ. Тогда народъ увидитъ, что можно отстаивать свои права, и научится смотрѣть на себя, какъ на человѣка, а не какъ на холопа, а этимъ будетъ сдѣлано почти все. Вѣдь, если бы пародъ дошелъ до сознанія своего положенія, самодержавіе рухнуло бы, потому что оно опирается исключительно на народную темноту и на образовавшееся вѣками разобщеніе народа.
И войско составляется изъ того же народа, и сознай оно, что преступно служить орудіемъ въ рукахъ придворныхъ и бюрократіи притѣсняя и убивая своихъ же отцовъ и братьевъ, въ этотъ мигъ самодержавіе перестало бы существовать. Поэтому въ высшей степени необходимо развить освободительное движеніе и въ войскѣ ; пусть сочувствующая молодежь, окончивъ курсъ высшаго учебнаго заведенія, не стѣсняется идти въ военную службу и оставаться въ качествѣ офицеровъ. Своимъ гуманнымъ отношеніемъ къ солдату — тому же крестьянину — своимъ стараніемъ пробудить въ солдатѣ человѣческое достоинство опа принесетъ большую пользу, а во время народныхъ волненіи окажетъ неоцѣнимую услугу, если подъ ея вліяніемъ солдаты не будутъ стрѣлять въ населеніе. Пусть и военные врачи подумаютъ объ этомъ и вспомнятъ про прежнюю Медико-Хирургическую Академію, изъ которой вышло не мало почтенныхъ и самоотверженныхъ людей.
Кромѣ русскихъ комитетовъ, необходимо организовать заграницей центральный комитетъ, въ которомъ должны сходиться нити мѣстныхъ комитетовъ. Въ этотъ комитетъ должны войти талантливые и безупречные дѣятели, извѣстные борцы за народныя права.
Центральный комитетъ для успѣшной своей работы долженъ обладать большими средствами. Ему необходимо запяться горячею издательскою дѣятельностью, которая должна быть сосредоточена заграницей. Надо издавать книги, брошюры, листки, вазъясняющіе вредъ самодержавнаго правленія, обсуждающіе распоряженія русскихъ властей, сообщающіе факты ихъ оеззаконной дѣятельности и обрисовывающіе положеніе крестьянъ и рабочихъ у насъ и заграницей. Читателю, мало интеллигентному, котораго могутъ сбить съ толку сказки о божественномъ происхожденіи царской власти, необходимо разъяснить, что цари получили свою власть отъ парода, который можетъ лишить царя этой власти, коль скоро его дѣятельность пойдетъ вразрѣзъ съ народными интересами. Въ частности, надо подчеркивать, что тотъ царь, котораго теперешняя династія считаетъ своимъ родоначальникомъ (Михаилъ Романовъ), былъ избранъ народомъ, слѣдовательно, и потомки его могутъ быть „сведены съ престола, если забудутъ, что они должны служить народу, а не припускать піявицъ сосать его кровь.
Далѣе, очень важно представить ясно народному пониманію постепенный ростъ политическаго смысла народовъ Западной Европы, какъ они стряхнули деспотизмъ и добились представи