„ПОВЕЛИТЕЛИ ОГНЯ“*)
хозяйки, не зная, как разжечь плохо разгорающиеся дрова, выливают в печь керосин. Финал этих опытов с керосином всегда одинаков: пламя по струе перебрасывается от печки к бутыли, последняя взрывается, —и в результате тяжелые ожоги, а иногда и смерть.
Такая же опасность грозит и «королю огня». Избежать ее можно только в случае, если течение струи керосина будет быстрее, чем путь пламени от пакли до рта факира. Поэтому артисты,— вопервых, выплевывают керосин сильным толчком, и во-вторых, не непрерывной струей, а прерывающейся. Пламя, перекидывающееся по струе к артисту, как бы умирает, не дойдя до него, после этого артист выплевывает вторую струю и так далее.
Как бы то ни было — номер этот требует, кроме сноровки, еще и хладнокровия.
Затем артист зажигает паклю и, ходя между рядами зрителей, показывает, что его рука нечувствительна к огню.
Номер этот обязан своим происхождением Индии.
В литературе имеются описания случаев, когда факиры в момент экстаза совали руки в огонь и не чувствовали боли.
Помимо влияния самовнушения,—объяснить это можно и иным образом. Дело в том, что случаи таких опытов с огнем чрезвычайно редки. Значит, это не обычный прием факиров, известный многим, а что-то другое.
Некоторым объяснением может служить то, что в Индии чрезвычайно распространена проказа. И именно многие прокаженные, в силу своей болезни и отчужденности от общества, вынуждены демонстрировать «чудеса». Возможно, что эти редкие случаи бесспорной нечувствительности к огню и объясняются болезнью, так как врачам известно, что в результате проказы появляется нечувствительность к огню, и отсутствие какой бы то ни было, даже слабой, боли при очень сильных ожогах.
Не был ли болен проказой и исторический римлянин Муций Сцевола?*)
Но, конечно, то, что показывается в цирках и варьетэ, никакого отношения к нечувствительности не имеет. Руки и тело цирковых факиров так же чувствительны к холоду и теплу, как и всех остальных людей.
Не основаны эти опыты и на химии, на смазывании рук различными предохраняющими химическими составами и т. д.
Дело именно в том, что факиры: показывают этот номер публике на близком расстоянии, на бегу. Под веселую музыку обходят они ряды зрителей, даже не обходят, а скорее оббегают, пламя развевается, и артист водит незаметно факелом по руке от запястья до локтя, не задерживая пламя надолго на одном месте. Помимо этого, рука находится в «холодной» части пламени. Во всяком случае, эта опасная забава требует большого самообладания.
И. Уразов.
*) Гай Муцин Сцевола, с согласия сената, организовавший заговор для убийства этрусского царя Порсенны, в 507 году до Р. X. осадившего Рим. Заговор не удался, Муций был схвачен и в доказательство своей неустрашимости положил в присутствие царя правую руку в огонь жертвенника.
Уменье добывать огонь и пользоваться им было одним из самых важных элементов человеческой культуры. Поэтому у первобытных народов возник культ огня (следы его и у христиан, в виде культа «неугасимой лампады»). Понятно, отсюда и усиленное внимание к огню, стремление к овладению им. У самых первобытных народов мы находим «мастеров огня», хозяев его, проделывавших с ним чудесные вещи. Возможно, что современные факиры этого жанра—отдаленные потомки прежних жрецов огня.
Фокусники и факиры с огнем известны на всем Востоке, во всей Европе и даже у южно-американских индейцев.
Мексиканский художник Диэго Ривера рассказывает, что в Мексике и до сих пор в роли артистов «королей огня»—выступают исключительно индейцы.
Из сегодняшних обычных номеров вряд ли не наиболее эффектен «огненный фонтан изо рта». Факир при этом номере выпивает керосин, который потом выплевывается на зажженную паклю.
В хронике происшествий газет чуть ли не еженедельно описываются случаи, когда домашние
*) Отрывок из выходящей вскоре книги Измаила Уразова ,,Факиры“.
ВИТАЛИЙ ЛАЗАРЕНКО