Из всех зрелищ цирк, конечно, является наиболее народным, пожалуй, больше, чем кино. Но мне кажется, глав
ный номер цирка—это талантливый клоун, который умеет смешить массу народным юмором. Это, по моему, самая трудная театральная роль, которая требует безусловной талантливости. И задача управления цирков—найти, беречь и растить эту талантливость, которая легким, незаметным образом, как бы в момент легкого времяпрепровождения, действительно культивирует народную массу. Я не сомневаюсь, что госцирками последняя задача будет решена удовлетворительно.
М. И. КАЛИНИН
ОКТЯБРЬ В ИСКУССТВЕ ЦИРКА
Социальная реформа цирка в значительной степени еще только в перспективе. Искусства революции в цирке еще нет, есть элементы этого искусства, есть намеки, попытки, которые неизбежно отражают все противоречия переходного периода. Социальная реформа в искусстве цирка вырастет из противоречий переходной эпохи. Каждый новый восходящий класс становится на плечи своих предшественников и, вступая во владение прошлым, он сортирует, перелицовывает, перегруппировывает достижения старого, и уже на этом строит дальше. Не будь этой утилизации „поддержанного гардероба веков в процессе развития художественных форм,—не было бы вообще движения вперед.
Непосредственно после революции встал вопрос о цирках. Некоторые решили его в отрицательную сторону; так, на Украине это искусство считали тогда бессмысленным и буржуазным.
Пойдите в цирк. Присмотритесь к публике. Это наша публика. Это тот зритель, которого мы только начинаем привлекать в театр. И от отрицательного отношения к цирку должна была предостеречь широчайшая популярность этого искусства, несомненная любовь к нему подлинных масс рабочих и красноармейцев, увлечение детей цирком и т. д.
В РСФСР цирк с первых же дней революции получил политическое и организационное признание. Государство предъявило к нему требование быть широким, массовым проводником политических идей современности. И, оформив это требование, государство предоставило цирку ряд важнейших льгот в области экономической и финансовой политики. Этими предпосылками определялись пути развития искусства цирка за октябрьское десятилетие.
Уже одна широкая популярность цирка должна была заставить задуматься, поставить вопрос об очищении дореволюционного цирка, о некотором видоизменении его, но, очевидно, при условии сохранения его лучших основных форм.
Задачей первого периода советского цирка было
очищение цирка от того налета варьетэ, который был в дореволюционном цирке, от тех нездоровых номеров, которыми хищный антрепренер отравлял зрителя потворствуя самым низким и дурным страстям толпы. И если до Октябрьской революции цирк влачил жалкое художественное существование и постепенно вымирал, то за последние десять лет он совершенно преобразился, приняв здоровые формы.
Главнейшим элементом цирка является демонстрация физической силы и ловкости, физической красоты человеческого тела. Конечно, это совершенство чисто физическое. Но материалистическая теория искусства знает, что физическое оторвать от „психологического нельзя. Ловкость и сила, доведенные до предела, сопровождаются исключительным напряжением внимания, увлечением отвагой. Игра на психологии, на нервах—у артиста цирка проходит через игру с вещами, с предметом. Атлетика, акробатика, эквилибристика—-все это такие несомненные ценности, которые в ближайшем будущем, благодаря правильно понятому спорту, проникнут во все слои населения. Вовсе не требуется, чтобы средний человек был акробатом, жонглером или атлетом. Но никогда высокий средний уровень не достигается без значительного количества мастеров. Таких мастеров мы имеем в цирке. В достижениях спортивной техники цирк станет подлинным агитатором бодрости и подъема. Для дела физкультуры цирк—один из лучших агитаторов, ибо сущность агитационного искусства лежит в зарядке масс энергией в нужном направлении.
Вторым элементом цирка является идейная клоунада. Если искусство цирка с его совершенной физической культурой, с клоунадой, вышедшей из стихии народных представлений, в основных линиях совпадает с некоторыми устремлениями современности, то полностью к современности цирк приобщается через революционную сатиру, злободневность которой неразрывно с ним связана и которая, благодаря заостряющим ее приемам циркового искусства, находит себе именно в цирке наиболее действенное