СОЛНЦЕ РОССІИ
ОПАСНЫЙ ПУТЬ.
РАЗСКАЗЪ.
1.
Лейтенантъ Говоровъ былъ спеціалистъ по минному дѣлу. Въ послѣдніе годы его заинтересовалъ вопросъ объ управленіи минами на разстояніи, и онъ съ жаромъ, который свойственъ изобрѣтателямъ и фанатикамъ, засѣлъ за изученіе теоріи электрическихъ волнъ. Это ему, однако, ничего не дало. Увлекавшая его область науки была еще мало разработана, и въ книгахъ онъ не могъ найти теоретическихъ обоснованій того, что ему было необходимо для работъ.
съ намѣреніемъ получить здѣсь нужныя ему знанія контрабандой.
Занятія его были очень успѣшны. За одинъ мѣсяцъ пребыванія въ Карлсруэ, Говорову удалось практически ознакомиться съ аппаратами радіотелеграфированія и съ послѣдними данными въ области этого вопроса. Дорожа каждымъ днемъ своего недолгаго отпуска, онъ жадно воспринималъ знанія и совершенно не замѣтилъ, когда была объявлена война.
Первой его мыслью было покинуть Германію, потому что пребываніе его въ Карлсруэ становилось теперь не безопаснымъ. Къ тому же надо было вернуться на свое судно.
Но чувство азарта, которымъ онъ горѣлъ въ продолженіе мѣсяца, оказалось сильнѣе голоса благоразумія. Онъ рѣшилъ остаться еще на двѣ недѣли. Англичанинъ по документамъ, онъ не подвергался высылкѣ изъ предѣловъ Германіи и, подавляя въ себѣ всякое сочувствіе, былъ свидѣтелемъ то
ропливаго бѣгства русскихъ, ихъ тревоги, а потомъ видѣлъ, какъ задерживали русскихъ въ качествѣ военноплѣнныхъ.
Сознаніе того, что онъ
единственный русскій, раз
Одинъ только человѣкъ могъ помочь ему, и это былъ профессоръ Z. изъ Карлсруэ. Но не то подъ давленіемъ своего правительства, не то по своимъ личнымъ соображеніямъ, этотъ профессоръ ни за что не хотѣлъ допускать въ свою лабораторію русскихъ. Тогда Говоровъ—-не, даромъ у него былъ изобрѣтательный умъ,—раздобылъ себѣ гдѣ-то документы, выданные на имя англичанина, и, преобразившись въ мистера Ховарда, безъ всякихъ препятствій очутился въ лабораторіи профессора.
Говоровъ превосходно владѣлъ англійскимъ языкомъ, в его врядъ ли кто-нибудь могъ отличить отъ настоящаго англичанина. Высокій, стройный блондинъ, съ коротко подстриженными усами, съ открытымъ загорѣвшимъ лицомъ, онъ больше походилъ на беззаботнаго туриста и спортсмена, чѣмъ на морского офицера, который прибылъ въ Карлсруэ
гуливающій спокойно по улицамъ Карлсруэ и не раздѣляющій участи остальныхъ только благодаря подлогу, сильно угнетало его, и единственное, что могло утѣшить его въ эти минуты, была мысль, что добываемыя имъ знанія онъ очень скоро можетъ примѣнить къ дѣлу обороны своей родины.
Между тѣмъ настойчиво сталъ распространяться слухъ, что къ союзнымъ силамъ присоединится и Англія, и на этотъ разъ Говорова могли задержать уже какъ англійскаго подданнаго.
Въ тотъ день, когда объ этомъ было напечатано въ газетахъ, Говоровъ уложилъ свои вещи, бросился на вокзалъ и черезъ два часа онъ уже покидалъ Карлсруэ, а черезъ семь— и Гамбургъ, направившись пока въ Англію.
II.
Въ Лондонѣ его, однако, ждала большая непріятностью
Въ госпиталѣ.